Проблема воспитания ребенка дошкольного возраста

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

"Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей."

Автор: Кузнецова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР МДОУ д⁄с №1 "Мечта"
Населённый пункт: Город Ртищево Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей."
Раздел: дошкольное образование

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи

становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны. Мы такие же люди,

и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное

– вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными

тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем

самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности

Собственная личность для них не представляет никакой ценности. Они считают, что их

ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы.

Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения.

Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь

Что же делать, если это именно ваш случай?

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется

прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет

трудно. Начните это делать «по кусочкам». Например, сегодня вы поручили ему одно

самостоятельно кашу в тарелку.

свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его. Неужели на самом деле это

представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие

поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом. А ребенок отдохнет от ваших

чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они

постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются

вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг

родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений.

Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если

ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в

них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными

проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают

тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном

«терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают

сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите,

чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие,

избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что

можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

«выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в

мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к

собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка. Ведь,

как не странно, у него существует свое собственное мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п.

Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию

родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие

сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня

Читайте также:
10 самых модных стилей мини юбок

и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с

частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких

малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка,

и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В

противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите

психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все

самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины. А это только

усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей

дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия

такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво

неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не

имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый. Родители

неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Что делать, если это именно ваш случай?

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш

создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший. В будущем жизнь его жестоко

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом

вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре

года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он

избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача

родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять. Наверняка у вас есть бабушки,

которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и

запрещает. Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается

ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании –

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не

умеют, а может, не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая

эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле,

или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие

восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как

хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что

может делать ваш ребенок, а чего нет. И старайтесь придерживаться договоренностей и

Главное, прежде чем окунуться в воспитание детей дошкольного возраста, научитесь

договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка,

если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий

компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании

детей дошкольного возраста – безучастие.

проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь,

ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не

работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой

крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может

Читайте также:
Как спокойно говорить с ребенком. Особенности поведения ребенка

попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны

родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь

ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям

– родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в

не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а

особенно малышу, они так необходимы. Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это

Похожие статьи

Духовнонравственное развитие и воспитание дошкольников.

ребенок, духовнонравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Духовнонравственное воспитание детей на основе освоения.

ребенок, дошкольный возраст, духовнонравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовнонравственное воспитание.

Ключевые слова: духовнонравственное воспитание.

Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, православный педагог,православное воспитание дошкольников, инновационные формы работы, духовные качества детей,сюжетно-ролевая игра.

Духовнонравственное воспитание дошкольников на.

духовнонравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Духовнонравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного.

Организация работы по духовнонравственному воспитанию.

В России духовнонравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском.

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Духовнонравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Аспекты духовнонравственного воспитания детей.

Аспекты духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности. Автор: Долгая Марина Александровна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности. Автор: Долгая Марина Александровна.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Т.С.

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова Заслуженный деятель наук РФ Академик международной академии наук педагогического образования Москва, Россия

Проблемы воспитания и развития детей от рождения до школы на

Сегодня всем известно, что дошкольное детство – важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период формируются основные психические процессы, свойства и качества личности, черты характера. Становление и развитие личности в системе общественного дошкольного воспитания и образования во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные педагоги и психологи.(Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Караковский В.А., Рубинштейн М.М. и др.).

М.М. Рубинштейн подчеркивал, что ни одно государство, если оно жизнеспособно, не может отказаться от своих претензий определять образование и воспитание своих детей. Государство и общество не могут рассматривать детей как частное дело семьи и родителей. И именно такое отношение мы видим сегодня со стороны руководителей нашего государства и широкой общественности к вопросам обеспечения дошкольными учреждениями детей младшего возраста, поиску путей расширения сети детских садов и организации их работы. Отрадно, что и у правительства, и у общественности вызывает беспокойство и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Остановимся на наиболее важных проблемах, решение которых очень важно и для страны в целом, и для родителей и специалистов-ученых и практиков воспитания детей младшего возраста. Назовем эти проблемы.

1. Решая острую проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях не следует избирать путь ухудшения условий пребывания детей в группах за счет увеличения детей( особенно малышей). Трудности и риск здесь очевидны:

недостаток мебели, площади для игр самостоятельной деятельности детей; невозможность качественного проветривания, лишение детей чистого воздуха, недостаточность кислорода; быстрое распространение инфекций; нервные перегрузки и у детей, и у педагогов, повышается раздражительность; педагог не может в полной мере «дойти» до каждого ребенка, отчего дети чувствуют себя незащищенными, ненужными, возникают капризы, агрессивность, в то время как для детей необходимо жизнерадостное состояние, о чем писали и пишут известные педагоги и психологи и отечественные и зарубежные.

К сожалению, у нас нет исследований, которые могли бы дать ответ: каково оптимальное число детей в группе (в соответствии с возрастом ребятишек).

Читайте также:
Интересные факты о волосах

Какова мера и цена этого явления увеличения детей в группах? Мы не можем предсказать это с достоверностью. Ведь у нас не проводилось исследований, либо они неизвестны учёным и практикам: какое оптимальное число детей могут одновременно в течение нескольких часов находиться вместе. Какое количество ребятишек может охватить своим вниманием педагог?

Как это может сказаться на выполнении воспитателем основных функций: взаимодействия с детьми, охраны их жизни и здоровья и материнской функции (особенно это важно в группах малышей). Ведь если воспитатель за свою смену не поговорит с ребенком, не поможет ему, не скажет ему доброе слово, малыш, да и более старший ребенок, чувствует себя отверженным, не нужным, у него формируется низкая самооценка, а это уже серьезная проблема, в этом случае нельзя сформировать чувство собственного достоинства. А у педагога формируется профессиональная деформация. Как отмечает Прокопцева Н.В., исследовавшая эту проблему, у педагогов наступает усталость, нарушается самочувствие, появляется раздражительность, конфликтность. А это, как известно, отрицательно сказывается на повышении педагогического мастерства, проявлений доброты и внимания к детям.

2. Одна из главных проблем, как отмечается во Всемирном докладе по Мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», Париж 2007 год.) -подготовка педагогов для дошкольных учреждений и повышение их квалификации. Однако и здесь есть трудности: учителя повышают квалификацию с отрывом от

работы, а воспитатели, как правило, без отрыва (на усмотрение муниципальных органов), а это «усложнение» не всегда отвечает интересам педагогов дошкольных учреждений.

Особого внимания требует подготовка педагога в колледжах и вузах. Известно: чем младше ребенок, тем более образованным должен быть педагог. Вместе с тем профессиональное сообщество беспокоит тот факт, что учебные планы, по которым готовятся педагоги дошкольных учреждений, даже по основным курсам постоянно сокращаются Минобразования и науки: уменьшается количество часов на лекции, семинарско-практические занятия, практика в дошкольных учреждениях. Зато увеличивается самостоятельная работа, на руководство которой часы не выделяются. Это не может не привести к снижению уровня подготовки.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что педагог для ребёнка всё, и писал: "Как общество относится к учителю, так он относится к ученику".

Жизнерадостное состояние очень важно для детей. Е.И. Тихеева писала: "Радость – это та атмосфера, в которой пышно расцветают физические и нравственные силы ребенка; это тот рычаг, который удесятеряет энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение". (с. 32) (Морозова М. Я., Тихеева Е. И. "Современный детский сад. Его значение и оборудование". СПб. 1914. – 110 с.)

Р. Штайнер подчеркивал, что радость и удовольствие – силы, способные формировать личность ребенка и черпаются из окружающего.

В.А. Сухомлинский – "Эмоциональная насыщенность процесса обучения" -"Сердце отдаю детям", 205, с 34, Киев, 1973.

Мы считаем необходимым формировать у детей жизнерадостность, положительное эмоциональное настроение. И при этом формировать у детей такие качества личности, которые необходимы для жизни: приобретение необходимых знаний о мире, об окружающих их предметах и объектах, овладение разнообразными видами деятельности, творчеством.

3. Третья проблема воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ), по мнению наших и зарубежных учёных подготовка детей к школе. Как показывает практика сегодняшнего дня, понимается этот вопрос по-разному, двумя

преемственными системами непрерывного образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО (см. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО "Образование для всех", Париж 2007 г.), школа должна адаптироваться к ребенку, учитель должен адаптироваться к ребенку. Невзирая на существующие исследования психологов и педагогов, показавшие, что прежде всего, необходима психологическая, личностная подготовка детей дошкольного возраста к школе, включающая мотивационную подготовку, интеллектуальную, коммуникационную и др. Известный в нашей стране и за рубежом учёный – детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что основу подготовленности детей дошкольного возраста к школе составляет их всестороннее воспитание и развитие.

А школа выдвигает свои требования к детям, поступающим в начальную школу: уметь читать, писать, знать арифметику, более широко, чем это требуется по программе детского сада. Эти требования неправомерны, так как воспитатели дошкольного учреждения не подготовлены к обучению детей чтению и письму. Это не их функционал. Это не входит в программу колледжей и вузов, готовящих педагогов для дошкольных учреждений.

В дошкольном детстве у детей необходимо формировать умение учиться, и у старших дошкольников формировать предпосылки учебной деятельности – (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Исследования, проведенные психологами в начале 90-х годов под руководством В.И. Слободчикова, показали, что большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью и конструированием. Именно в процессе этих занятий, если они проводятся в соответствии со спецификой детской деятельности, у детей формируется умение учиться.

Читайте также:
Первая неделя беременности

Мы можем говорить об интеллектуально-эстетической подготовке детей к школе, включающей детскую художественную литературу, музыку, художественно-творческую изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, проектную деятельность, игру-драматизацию (по мотивам произведений художественной литературы, народных сказок). Эти виды детской деятельности

способствуют интеллектуально-эстетическому развитию детей, включающему образное восприятие, образные представления и воображение.

И в этой связи большое значение имеет формирование именно в раннем детстве и на протяжении всего дошкольного периода, разнообразных способностей и интеллектуальных и художественных и одаренности детей. А для этого необходимо обучение самых маленьких. В этот период дети начинают овладевать орудийными действиями (учатся есть ложкой, правильно держать карандаш), удерживать в руках предметы разной формы.

4. Важнейшей проблемой на современном этапе следует назвать просвещение родителей. В Советское время была разработана система просвещения родителей. Использовались различные формы как в образовательных учреждениях так и обществах знаний, создавались серии книг для родителей. Сегодня эта система разрушена, и взамен ничего не предложено. А родители нуждаются в квалифицированной помощи, информации. Большую работу по обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста: от рождения до школы, приглашая специалистов: педагогов, психологов, родителей. Понимая большую потребность родителей в знаниях и умениях по воспитанию и развитию детей, Общественная палата Российской Федерации в 20112012 гг. совместно с Московским государственным гуманитарным университетом имени А.М. Шолохова организовала куры "Просвещённые родители" на 144 часа. Осуществляется эта работа по линии НОЦ (Научно-образовательный центр), созданного при кафедре эстетического воспитания педагогического факультета.

Многие родители стараются заниматься с детьми, записывают их в разные студии, кружки, секции, посещают вместе с детьми выставки театры и др. Однако это касается далеко не всех родителей; в этой работе нет системы. Детей в одних семьях перегружают, в других – не имеют возможности воспользоваться учреждениями дошкольного образования и заниматься с ними, даже читать книги многие родители не могут. Естественно, дети из этих семей пойдут в школу недостаточно, а то и вовсе неподготовленными.

В последние годы внимание ученых, педагогов и особенно психологов приковано к диагностике уровня развития детей дошкольного возраста. Конечно,

очень важно определить уровень развития детей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, эта работа нуждается в упорядочении со стороны Министерства образования и науки с переадресовкой региональным руководителям.

Ведь сегодня чуть ли не каждый психолог в дошкольном учреждении и в школе разрабатывает (а иногда берет из старых, разработанных другими авторами, например, Керна-Ирасека или «придумывают» свои тесты, вопросы).

В результате, мы имеем огромное количество диагностических методик, которые далеко не всегда соответствуют своему назначению, а значит, не дают истинных знаний об уровне развития детей. А выводы позиционируют с указаниями на обучение, противоречащие основным, наиболее популярным программам «Воспитание и обучение в детском саду», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и другие.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Около года назад на одной из встреч с педагогами дошкольных учреждений на курсах, воспитатели задали мне вопрос о методике рисования человека. Я решила уточнить, что их интересует: система занятия или какая-то отдельная тема. Слушатели мне ответили: «Рисование руки человека». Нас упрекают, что мы не учим детей рисовать руку человека. И заставляют учить детей рисовать руку с пятью пальцами. Я пошутила: «А вас не заставляют учить детей рисовать обнаженную натуру». Ведь все эти задачи подготовки художников в художественных училищах и ВУЗах. Поняв шутку, педагоги засмеялись. Я объяснила, что дети дошкольного возраста могут рисовать так, как умеют, и как получается, а обучение точной передаче кисти руки не наша задача. Потом стала думать, откуда этот тест. Видимо, из старых диагностических методик, по которым определялся уровень умственного развития детей по тому, сколько пальцев в кисти руки нарисованного человека передал ребенок.

Все это наводит на грустные размышления. Методики эти сейчас уже не применятся (по оценке одного из ведущих психологов), а психологи школ, да и детских садов, видимо, сделали для себя «открытие» и переадресовывали методику для руководства к действию в управляющие органы муниципалитета, которые тут

же скомандовали: «Учить детей рисовать кисть руки с пятью пальцами». Невзирая на то, что специалисты не считают это необходимым.

Работая над пособиями к программе «От рождения до школы», наш авторский коллектив пришел к выводу, что необходимо создать педагогическую диагностику, не обремененную большим количеством методик, требующих больших временных затрат на проведение и обработку результатов. К тому же для подобных тестов (их разработки и проведения) нужны квалифицированные психологи.

Кроме того, важную информацию о развитии детей педагоги получают ежедневно в процессе наблюдения за детьми. Эти наблюдения могут быть целенаправленными, спланированными и спонтанными. Такие наблюдения осуществляются в естественной для детей привычной обстановке, поэтому воспитатели получают возможность при необходимости корректировать реакции и поступки, поведение того или иного ребенка.

Читайте также:
Эвтаназия и аргументы «за»

В дополнение к педагогической диагностике могут быть использованы так называемые контрольные занятия. Для детей это выглядит как обычная дидактическая игра, игра-драматизация, декоративное или сюжетное рисование и т.п. В этом случае дети чувствуют себя свободно, их не сковывает искусственность обстановки, неизбежно возникающая часто при проведении психологической диагностики.

В 1989 году была подписана практически всеми государствами мира Международная конвенция о правах ребенка. В 2009 году мир отмечал 20-летие Конвенции о правах ребёнка. В специальном выпуске, посвящённом этому событию "Положение детей в мире" (UNICEF) в разделе "Программа действий" (С. 6-7) подчеркивается: "Сделать наилучшее обеспечение интересов ребёнка основным критерием проверки эффектинвости управления. Каждый аспект управления, затрагивает права ребёнка. Касаются ли принятые решения налогообложения или торговли, дипломатии или задолженности – никакая тематика или программа, никакой закон, бюджет или план не могут быть нейтральными по отношению к ребёнку".

В связи с этим первостепенной задачей для государств участников является оценка широкого ряда законодательных или административных мер с точки зрения их последствий для детей.

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 27 усл.печ.л.

2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / под науч.ред. д.пед.н. Комаровой Т.С. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 8,04 усл.печ.л.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 7,7 усл.печ.л.

4. Прокопцева Н.В. Система работы по профилактике профессиональной деформации педагогов // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 35 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ – МОСПИ, 2010. С. 34-38. (0, 25 п.л.).

Проблема воспитания ребенка дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Александрова Ирина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 49»

Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему – проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Пути решения обозначенных выше проблем, Ю.П. Дубенский видит в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. Какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов [1].

Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так, вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности) [1].

Предлагаем уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть следующей: «Традиционная русская игрушка», «Здоровье нации в наших руках», «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку», «Наша дружная семья».

Читайте также:
Контурная пластика лица

Эффективными формами для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников являются:

  • семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.
  • совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как в проектной, так и других видах деятельности А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков предлагают использовать в нетрадиционной форме общения. Авторы считают, что порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями [2].

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям [3].

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека. Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

«Родители не доверяют воспитателям, а воспитатели — детям». Психолог Николай Веракса — о проблемах современной дошколки

Николай Веракса — профессор, научный руководитель программы «От рождения до школы», по которой работает большинство российских детских садов, — выступит на конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» в начале нового учебного года. Но мы поговорили с ним уже сейчас и выяснили, чего не хватает нашей дошколке и почему требовать что-то от воспитателей при этом — не всегда правильно.

«Даже из-за царапины у педагога могут быть проблемы»

В чем главная проблема современного дошкольного образования?

Чем младше ребенок — тем выше ответственность педагога, это все понимают. При этом подготовка педагогов дошкольного образования и оплата их работы у нас все еще идет по нижней границе. Главное для нас — это преподаватели вузов. А должно быть наоборот. Именно педагог, который работает с детьми младшего возраста, закладывает в них основы коммуникации, культуры, учит их учиться, дружить и так далее. Все это требует качественной педагогической подготовки. Она должна быть значительно глубже, должна предполагать систему самых разных знаний, например в области педиатрии, социальной психологии, философии, лингвистики, дизайна, программирования.

Дело в том, что ребёнок по своим возможностям гораздо выше взрослого. Мы проводим исследования, посвященные изучению связи эмоционального и когнитивного развития детей. Как показывают полученные нами данные, дошкольники, например, в плане диалектического мышления не уступают взрослым.

Этим обстоятельством можно воспользоваться при построении образовательных программ. Во многом оно связано с особенностями игры детей. В игре дошкольники мыслят одновременно в двух планах: в реальном и воображаемом. Двойное видение обуславливает сложные процессы ориентировки дошкольников в окружающем, развивает их творческий потенциал. Всё это и многое другое заставляет задуматься о подготовке специалистов в области дошкольного образования. Поэтому изменения я начинал бы именно с этого — с принципиально новой системы подготовки педагогов, с повышения оплаты их труда.

Это может случиться в ближайшее время?

Читайте также:
Как защитить волосы

Исследования Дж. Хэкмана, Кэти Сильва и других специалистов показали, что, вкладывая деньги именно в дошкольное образование, мы получаем колоссальный эффект с точки зрения экономического развития страны. Так что движение в сторону осознания роли дошкольного образования уже началось. Сейчас в связи с пандемией, приостановкой всех процессов всё немного застопорилось, потому что непонятно, как вообще мы будем жить и учиться дальше. Но сдвиги в любом случае уже есть.

Вообще, совершенствование дошкольного образования — это мировая тенденция. Мы знаем, что очень интересные вещи происходят в Финляндии, Швеции, Великобритании, США, Германии. Но если посмотреть на все эти сюжеты в целом, то можно выделить два любопытных момента. Первое — повышается доверие к педагогу. Второе — также повышается и доверие к ребенку, ему тоже дают возможность проявлять инициативу, быть активным.

Как это выглядит на практике?

Например, в Китае есть направление, когда дети во время прогулки занимаются исследованиями окружающей среды — им предлагают свободно играть с водой, песком, глиной. Или, например, они пробуют разные уровни риска — скажем, забираются на большие бочки из-под бензина, катаются на них, лазают по каким-то канатам, веревочным лестницам и так далее. Это как раз то самое доверие к ребенку, о котором я говорил выше.

У нас с доверием отношения достаточно сложные. Наши педагоги не доверяют детям, потому что родители не доверяют им — не дай бог с ребенком что-то случится. Даже из-за какой-то маленькой царапины у педагога могут быть проблемы. Когда я был в Китае и видел, как дети играют на прогулках, то сам ловил себя на мысли, что не могу смотреть на подобное без внутреннего напряжения. Но это все-таки неправильно.

Чем сильнее мы опекаем детей, тем меньше доверяем им. И это в дальнейшем сказывается на их самостоятельности, на умении принимать решения

Плюс, если говорить о создании новой образовательной среды, то важно подчеркнуть: она не должна ограничиваться детским садом. В нее включена музейная педагогика, так называемая открытая образовательная педагогика, когда дети выходят на природу, за пределы детского сада, и там для них организуются всевозможные игры, разрабатываются разные сценарии — например, помощь животному, наблюдение за растениями. То есть дети на практике видят, как организована экологическая ниша, как взаимодействовать с природой, с животными, как они могут быть полезны.

И тут тоже реализуется идея доверия педагога ребенку, потому что ему разрешают не только слушать и смотреть, но и делать что-то самому — в условиях живой природы.

«Дети не должны отбывать время занятий как наказание»

Что нужно сделать, чтобы повысить базовое доверие — и к педагогу, и к детям?

Должна быть системная работа, в первую очередь, с родителями. Родители и педагоги не должны находиться по разные стороны баррикад, противостоять друг другу, как это подчас происходит.

Нередко среди родителей воспитанников детских садов встречаются люди, с которыми трудно найти общий язык, которые относятся к педагогу не как к соратнику, а как к обслуживающему персоналу. А если на одну группу у нас один педагог, а в ней 25 детей и почти у каждого требовательные, скептически настроенные родители, то ему будет проще и безопаснее организовать процесс так, чтобы все дети попадали в его поле зрения и большую часть времени действовали по строгим правилам.

«У меня запасного ребёнка нет»: почему безопасность детей стала новой одержимостью родителей

Подчеркну, это вынужденная мера. Когда детей много, а воспитатель один и есть еще родители, которые этому воспитателю не доверяют, сделать образовательный процесс интересным, увлекательным, довольно сложно.

Вообще детские сады в традиционном виде — жесткое расписание занятий, множество правил — все еще актуальны?

Занятия нужны, но они могут быть организованы не только по принципу, когда дети сидят за столами и слушают, что говорит педагог. Можно, например, придумывать какое-то интересное событие, которое дети проживают — это уже совершенно другой тип взаимодействия. Ребята погружаются в некую историю вместе с педагогом, участвуют в ней, а не просто слушают рассказ.

Но при этом я бы не стал совсем отвергать или упразднять классические занятия, организованные по принципу уроков. Еще Лев Выготский писал о работе в зоне ближайшего развития, которая основана на подражании ребенка взрослому. Он в том числе говорил, что взрослый должен передавать детям определенные культурные образцы. И вот все, что касается освоения азов математики, русского или иностранного языка, музыки, физкультуры, все-таки предполагает такое наставничество.

Кроме того, экономически наша система образования не может увеличить количество педагогов, одновременно работающих с детьми в одной группе, то есть сделать образование более индивидуализированным. И тут тоже спасает система занятий, организованная по принципу уроков. Другое дело, что они не должны занимать все свободное время детей. Их важно организовать так, чтобы детям было интересно, а не чтобы они отбывали это время как наказание.

Читайте также:
Модный отдых для трудоголиков

В каких коллективах дети развиваются лучше — в разновозрастных или в группах по возрасту?

В одновозрастных группах мы сразу можем создать ту самую единую зону ближайшего развития. В этом смысле уровень организации образовательного процесса будет более технологичным.

Если смотреть на разновозрастные группы, то там зачастую формируются сюжеты, больше похожие на семейные отношения — старшие помогают младшим, младшие тянутся к старшим (а не боятся их) и так далее. Но здесь, мне кажется, важно отслеживать развитие каждого ребенка, ставить задачи для каждого индивидуально. Это получится, если коллектив небольшой. А вот в большой разновозрастной группе создать подходящую всем зону ближайшего развития гораздо труднее, чем в одновозрастной.

«Идея, что образование — это услуга, меняет отношения между родителями и педагогами»

Насколько сильно воспитатели должны быть вовлечены в игры с детьми?

Существуют разные мнения на этот счет. Есть позиция, согласно которой взрослый вообще не должен вмешиваться в игру. Но в нашей отечественной психологии и педагогике считается, что высокий уровень игры должен поддерживаться взрослыми и он должен передать что-то детям, чтобы игра была соответствующего уровня, чтобы были определенные ролевые отношения, сюжет. Тогда она оказывает влияние на детское развитие, на формирование произвольности и исполнительных функций.

Педагог должен отслеживать характер игры, включаться в нее по необходимости. Но не давить

Важно также давать детям возможность поиграть самостоятельно, свободно, не направляя их.

Есть ли какой-то кодекс поведения воспитателя: как можно вести себя с детьми, как — нельзя?

В принципе такая идея существует. Например в дошкольном учреждении, на базе которого мы ведем исследовательскую работу, подобный кодекс разрабатывают. Мы хотим сделать его понятным не только педагогам, но и родителям. Там в основном речь идет о достаточно очевидных вещах. Выделено порядка десяти правил, касающихся отношения к ребенку, отношения к родителям, отношений между педагогами. Ребенок — это ценность, его нужно поддерживать, поддерживать детскую инициативу, педагоги и родители — одна команда… Примерно такие вещи там оговариваются.

Лев Выготский — человек, опередивший своё время. От творческой школы до инклюзии

Но еще важно понимать — в дошкольном учреждении должна работать команда педагогов, а не отдельные воспитатели сами по себе. И все они должны придерживаться одной философии. Тогда подобный кодекс будет работать.

На ваш взгляд, проблема выгорания воспитателей сейчас актуальна?

Наши педагоги в большинстве своем самоотверженные и высокопрофессиональные люди, готовые работать с интересом, с творческим огоньком. Выгорание возникает в том случае, когда на них сваливается довольно много отчетности, бюрократических требований, связанных с проверками, выполнением всевозможных установок, которые не имеют прямого отношения к работе с детьми.

Плюс, еще раз — важна коммуникация с родителями, работа не вопреки, а сообща. А это тоже происходит не всегда. Идея, что образование — это услуга, меняет отношения между педагогами и родителями, получается, что они становятся по разные стороны, как в футбольном матче. Есть зрители, а есть те, кто играет на поле. И вот зрители, они оценивают: «Ага, вы играете плохо, мы не для этого пришли на матч и так далее». А ведь еще Василий Васильевич Давыдов говорил, что образование — это форма развития, поэтому здесь одинаково важны и педагоги, и родители. И те, и другие должны быть заинтересованы в развитии ребенка.

Пока мы считаем, что педагог — обслуживающий персонал, мы будем с него спрашивать, а не работать вместе

А еще есть такое направление, когда родители занимаются волонтерской деятельностью в детских садах — в мировом масштабе это тоже довольно яркая тенденция.

Действительно здорово, когда родители начинают включаться в образовательный процесс, помогают педагогам проводить какие-то мероприятия с детьми. Не обязательно только по выходным, но даже в рабочие дни. На мой взгляд, наши дошкольные учреждения тоже должны быть заинтересованы в привлечении родителей к совместной с педагогами работе, к каким-то действительно творческим проектам. Только так родители поймут, чем на самом деле занимаются воспитатели, какие у нас есть реальные проблемы и задачи по детскому развитию и как можно решить их вместе.

Николай Веракса выступит на 10-й Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE) — крупнейшем в России мероприятии, посвящённом педагогике и психологии детства. Конференция пройдет в Москве осенью 2020 года. Посмотреть программу и подать заявку на участие можно здесь.

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.

Читайте также:
Рождественские гадания

Исследователи выделяют несколько аспектов в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие, все эти аспекты являются причиной незнания родителями психолого-педагогических основ воспитания. Безграмотность родителей в данном вопросе постепенно приводит к спорам, ссорам, неуважению, страху. Ребёнок, в результате неправильного воспитания перестаёт интересоваться семейными делами, начинает обособляться, искать удовлетворения своих запросов и интересов на стороне, зачастую попадая в асоциальную группу. При таких взаимоотношениях, семья перестаёт быть дружным коллективом, превращаясь в такое место, где ребёнок только обедает, ночует и занимается своими делами. В таких случаях родители говорят, что ребёнок подпал под влияние «улицы, которая его портит», и, утверждая так, не замечают, что они сами толкали его «на улицу», отрывая от семейного коллектива [4, с.220]

Широкий спектр обращений к вопросам семейного воспитания рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков – П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, В.А. Сухомлинского, А.Н. Острогорского, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнина, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья – это, прежде всего коллектив, а ребёнок – его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Семья должна осознавать, что ребёнок – это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания [13, с.28].

По мнению К.Д. Ушинского семья является главной воспитывающей средой для дошкольника. В ней ребёнок получает первые представления об окружающем мире, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители – это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка.

Л. Н. Толстой утверждал, что воспитание ребёнка – главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними.

Швейцарский педагог Песталоцци считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. Именно мать должна с раннего возраста прививать ребенку трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. [4, с.328].

Система семейного воспитания передаётся по цепочке от поколения к поколению. Каждый ребёнок помнит отношение к нему в семье со стороны взрослых, вырастает и становится родителем. Его позиция к воспитанию своего ребенка будет основываться на родительской.

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Психологи, изучая различные стили семейного воспитания, пришли к выводу, что существуют как благоприятные стили, так и не благоприятные, способные негативно повлиять на поведение и развитие ребенка, исказить его миро- и самоощущение. Стиль семейного воспитания определяется также последовательностью воспитательной позиции родителей. [10, с.128].

Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе, выяснили, что проблема влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств личности ребенка в настоящее время достаточно актуальна.

Проблема семейного воспитания детей дошкольного возраста, представляет собой непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся возрастных периодов (младенчество, раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, ранняя юность, зрелость); видов деятельности (преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной); под влиянием внешних воздействий и внутренних сил, конкретных условий и обстоятельств.

Так как в семье закладываются основы личности ребенка, она считается первым, и основным социальным институтом.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Читайте также:
Ночь перед Рождеством.

Цель семейного воспитания является подготовка детей к “взрослой” жизни, привитие гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физического, интеллектуального, экспрессивного, личностного развития; культивирование отдельных способностей; подготовка к определенной профессии или сфере деятельности. Не маловажным фактором семейного воспитания является выбор стиля взаимоотношений (авторитарный, демократический, попустительский). Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от социального статуса семьи, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Для полноценного развития личности ребенка родителям необходимо знать некоторые психолого-педагогические основы семейного воспитания, чтобы грамотно решать проблемы, возникающие в процессе воспитания.

В процессе исследования проблем семейного воспитания, советские педагоги А.С. Макаренко и В.А Сухомлинский, отметили, что, по мнению Макаренко, важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей (авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы и подкупа); метод семейного воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, наказание и т.д.). Правильный выбор этих методов имеет огромное влияние на сознание и поведение ребенка.

Итак, А.С. Макаренко подчеркивает, что действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, помощи ему и на ответственности за его воспитание.

Проанализировав актуальные проблемы семейного воспитания современного времени, выделили основные: экономические и социальные трудности; резкое расслоение общества по материальному благосостоянию; забвение традиций народной педагогики; усилившаяся урбанизация общества; увеличивающиеся возможности раннего отделения взрослеющих детей от своих родителей; тенденция к увеличению числа семей, где только один ребенок; усилившееся влияние на детскую психику кино и видеофильмов; изменения в морально-психологическом климате семьи. [13, с.228].

Подводя итог, можем утверждать, что, проведя теоретический анализ работы, мы выполнили поставленные задачи, определили основы семейного воспитания, специфику семейного воспитания и значение семьи в воспитании ребенка; рассмотрели проблемы семейного воспитания, а также ознакомились с проблемами в воспитании у современных родителей.

Определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Каждый ребенок невольно повторяет своих родителей, копирует своих мам и пап, бабушек и дедушек. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкими нитями соединяется с душой ребенка, отражается на его судьбе.

Исследование проблем семейного воспитания детей, не может считаться завершенным и предполагает дальнейшее изучение данной проблемы в следующих аспектах:

– нравственное воспитание ребенка в семье;

– игра как одно из важнейших условий семейного воспитания;

– воспитание и родительское воздействие;

– содержание семейного воспитания в культурных традициях Запада и России и т.д. [6, с.98].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Академия 2006. – 512с.

Замедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 141с.

История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 520с.

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) – М.: Политиздат, 1974. – 270с.

Кулаченко М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 27-29.

Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. – М.: Просвещение 2003. – 175с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия 2005. – 314с.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.– М.: Просвещение, 2012.- 452с.

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогическойпсихологии– СПб.: Питер, 2006. – С.71.

Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. – М.: Директ- медиа. 2014. – 566с.

Сластенин В.А. Педагогика: инноваци­онная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. -224 с.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: