Календарь развития ребенка, Как развить ребенка? о раннем развитии детей

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Развитие ребенка в первый год жизни

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

Читайте также:
Усыновление ребенка, Список документов для усыновления

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Развитие ребенка с рождения до 6 месяцев

Игры для самых маленьких

Ребенку с первых дней жизни требуется не только питание и уход, но и развивающие занятия. Игры для самых маленьких позволят маме.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон.

Развитие ребенка в 2 месяца: рост, вес, навыки

К 2 месяцу ребенок обнаруживает, что в жизни есть нечто большее, чем просто еда, сон и плач. Когда малыш бодрствует дольше, у него появляется больше.

Развитие ребенка в 3 месяца: нормы, проблемы и советы

Возраст 3 месяца – это время удивительных открытий, новых навыков и скачков в развитии. Это уже не новорожденный, который все время только ест и спит.

Развитие ребенка в 4 месяца

Вашему ребенку 4 месяца – и с каждым днем он все лучше воспринимает окружающий мир. Малыш учится по-разному реагировать на людей и предметы, звуки и действия.

Развитие ребёнка в 5 месяцев

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит.

Ребенок плохо спит

Часто сон малыша становится камнем преткновения на пути к счастливой и спокойной жизни семьи. Давайте посмотрим какие изменения сна возможны.

Второй ребенок в семье

Спустя какое-то время после рождения первенца многие родители задумываются о втором ребенке в семье. Все понимают, что это ответственный шаг.

Когда ребенок начинает переворачиваться и что об этом нужно знать родителям

Переворот со спины на живот и обратно только кажется простым. На самом деле это навык, требующий длительной тренировки.

Первые дни в роддоме с новорожденным

Томительные девять месяцев ожидания позади, и вы буквально со дня на день отправитесь в роддом. Но что вас там ожидает, как проходят первые дни в роддоме.

Во сколько дети начинают ползать

Во всех мальчиках и девочках заложена сложная генетическая программа развития и формирования двигательных, познавательных (по-научному — когнитивных).

Можно ли подстригать ребенка до года?

Чаще всего первая стрижка ребенка совпадает с его первым днем рождения. К этому времени волосики карапуза уже становятся достаточно длинными.

Читайте также:
Плавательный бассейн для детей как выбрать

Что взять с собой на природу с ребенком?

Запланировали семейный отдых с детьми за городом? Прекрасная идея! В предвкушении приятного времяпрепровождения обсудите и решите.

Первые два года жизни малыша — время удивительных превращений

Как быстро растут малыши, словно по волшебству. В полгода малыш удвоит свой вес, а к годику — утроит и станет в полтора раза выше, чем был при рождении.

Как носить новорожденного в слинге с кольцами?

После покупки слинга с кольцами для новорожденных маме предстоит обучиться всем премудростям обращения с ним. И хотя данная перевязь является.

Дневник новорожденного малыша

Ведение дневника, посвященного вашему малышу, — несомненно, интересное и полезное занятие. Сейчас существует достаточно много вариантов.

Уход за новорожденным: что нужно знать и уметь молодым родителям

Рождение малыша – радостное событие для молодых родителей. Однако, после его появления на свет маме с папой нужно проявлять особую осторожность в уходе.

Общение с новорожденным малышом

Вы вернулись из роддома и на вас тут же свалилась гора забот: кормления, стирка, уборка, прогулки, купания, посещения врача… В суете очень важно.

Зрение новорожденных: Каким малыш видит окружающий мир?

Появившись на свет, малыш начинает открывать для себя новый мир. Знаешь ли ты, что зрение новорожденного совсем не такое, как у взрослых? Пройдёт несколько.

Физическое развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.

Развитие мозга ребенка: 0-3 года

Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?

Прыгайте! Бегайте! Танцуйте!

Будет ли ваш ребенок, когда вырастет, получать удовольствие от занятий спортом и от физической активности, умело, уверенно двигаясь.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

pagespeed.lazyLoadImages.overrideAttributeFunctions();

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Читайте также:
Простуда и грудное вскармливание, как правильно лечить простуду

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Читайте также:
О предупреждении бытовых травм у детей

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Мир Здоровья

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Читайте также:
Каникулы: проводим время с детьми, Чем занять ребенка на каникулах?

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Читайте также:
Всё о воспитание детей на разных этапах жизни, как воспитать успешного ребенка

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

Развитие ребенка

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Читайте также:
Все о грудном вскармливании новорожденных с первых дней жизни, видео

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Читайте также:
Чему учат нас наши дети, чему можно научиться у ребенка

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Читайте также:
Начальные признаки болезни у ребенка

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы родители могут отмечать уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3] Малыши, приобретая новый навык, стараются развивать его, пробуя повторить снова и снова.

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5] Они же могут сопровождать скачок роста и возрастной кризис.

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Читайте также:
Грудное вскармливание, кормление грудью, всё о грудном вскармливании

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Ребенка в этом возрасте невозможно избаловать руками, по сути для него продолжается период донашивания. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

Возраст Сенсорные и моторные акты
1 мес. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

Возраст Двигательные функции
1 мес. Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес. Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес. Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

Возраст Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни Голосовые реакции
1 мес. Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес. Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым Крик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес. Активное бодрствование; комплекс оживления при общении Крик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: