Как помочь ребенку с аутизмом..

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Детский аутизм. Занимаемся с ребенком аутистом дома

Многие родители детей с аутизмом жалуются на то, что не могут дома привлечь их к целенаправленным занятиям. Аутичный ребёнок может считать занятия неинтересными, скучными, не воспринимать родителей в качестве педагогов. В результате "ученик" убегает из-за стола, расстраивается, злится, нервничает. Родители в свою очередь волнуются и переживают. Давайте разберемся с причинами, почему так происходит.

Консультация для родителей «Как дисциплинировать ребенка с аутизмом»

Родителям не всегда легко решить, как лучше справиться с нежелательным поведением ребенка. Ситуация еще больше усложняется, если у ребенка аутизм. Родителям детей с аутизмом важно понимать, что прививать дисциплину — это не просто наказывать ребенка за “плохие” поступки, но изменять поведение и направлять в конструктивное русло.

Метод 1 Учитывайте особенности детской психики

Не забывайте, что ребенок с аутизмом — прежде всего ребенок. У всех детей есть предпочтения, причуды, капризы и каждый из них реагирует на разные вещи по-своему. Каждому ребенку присущи свои симпатии и антипатии. Аутизм никак не отменяет эти аспекты. Любой используемый метод обучения дисциплине должен относиться к сложным поведенческим ситуациям с пониманием. Старайтесь оказывать ребенку поддержку, которая необходима для самоконтроля, чтобы превратить “плохое” поведение в конструктивные поступки.

Как и любой ребенок, дети с аутизмом могут вести себя плохо. Дети часто нарушают правила и не могут контролировать свои поступки, когда у них плохое настроение. Аутизм — вовсе не “индульгенция” и не повод нарушать правила, но, с другой стороны, ребенка с аутизмом нельзя наказывать только за то, как он выражает себя и свои чувства. Дисциплинировать — значит обучать самоконтролю и способности конструктивно удовлетворять свои потребности.

Метод 2 Запаситесь терпением.

Попытки понять своего ребенка могут вызвать чувство разочарования, но важно помнить, что главное — это терпение. Спустя некоторое время благодаря нижеизложенным стратегиям ваш ребенок с аутизмом научится вести себя лучше. Не ждите, что это произойдет в мгновение ока.

Помните, что дети с аутизмом сталкиваются с такими трудностями, как сенсорные проблемы и сложности в общении. Иногда они приводят к отчаянию и чувству безысходности.

Не забывайте, что язык тела ребенка с аутизмом в момент восприятия информации может очень сильно отличаться от привычного языка тела детей. Он может выполнять странные движения или смотреть по сторонам и выглядеть отвлеченным, но это не значит, что ребенок не слушает вас.

Метод 3 Настройтесь на позитивный лад.

Не забывайте, что большей частью “дисциплина” подразумевает попытки поощрить правильное поведение ребенка, а не наказать его за проступки. Приводите ему примеры недопустимых поступков и предлагайте альтернативы, которые будут рассмотрены ниже. Чем больше вы будете акцентировать внимание на хорошем поведении, чем чаще ребенок будет выбирать такой образ действий. Если проступки случаются все так же часто, попробуйте показать ребенка специалисту по коррекции поведения. [1]

Метод 4 Учитесь различать эмоциональные срывы.

Многие случаи “плохого поведения” детей с аутизмом на самом деле являются эмоциональным срывом. Эти ситуации представляют особую сложность, когда ребенок еще маленький или не склонен к общению, поэтому он не может сказать о причинах плохого настроения. “Истерика” и “баловство” могут оказаться попыткой сообщить о потребностях, справиться с беспокойными сенсорными ощущениями или стрессом.

Лучше всего придумать план, который поможет вам научить ребенка избегать эмоциональных срывов самостоятельно. Классические воспитательные приемы вроде наказания (угол или “тихий стул”) могут лишь ухудшить ситуацию, расстроить ребенка еще сильнее и лишить его ощущения контроля над своими решениями. Учите ребенка “отвлекаться” и объясните, как можно успокоиться, чтобы он научился правильно управлять эмоциями и контролировать свои поступки.

Читайте также:
Кормление грудью – это важно

Метод 5 Не кричите на ребенка.

Крики, попытки контролировать поступки ребенка или показывать власть над ним могут стать причиной тревожности и замешательства. В минуты тревоги дети становятся чрезмерно взволнованными и беспокойными. Они могут впадать в истерику, кричать или плакать. Старайтесь не повышать голос, даже если вы очень расстроены. Попробуйте выиграть время. Скажите: “Сейчас я очень расстроена и мне нужно подумать, как лучше поступить”.

Также возможны попытки членовредительства, когда ребенок начинает биться головой о какой-либо предмет. Обсудите варианты альтернативных действий с психотерапевтом, чтобы научить ребенка снимать напряжение другими способами.

Метод 6 Используйте заведенный порядок, чтобы помочь ребенку.

Постоянство в повседневной жизни и дисциплинарных мерах — это важный аспект воспитания, так как ребенок будет знать, что следует ожидать. Используйте заведенный порядок. Определите конкретные места для разных действий. Общий распорядок жизни ребенка поможет ему исследовать мир и чувствовать себя в безопасности. Это поможет сузить список возможных причин плохого поведения.

Метод 7 Используйте “распорядок в картинках”, чтобы добиться порядка.

Распорядок в картинках поможет объяснить, что необходимо сделать дальше. Это прекрасный способ показать ребенку с аутизмом его “программу на день”. Структурируйте жизнь ребенка, чтобы ему было проще держать в памяти все повседневные дела. Вот несколько идей:

можно составить список дел и вместе с ребенком “вычеркивать” то, что уже сделано; рядом с распорядком в картинках можно поставить часы или будильник, чтобы ребенок понимал, когда пора приступать к делу (если ребенок понимает время по часам); помогите ребенку придумать и нарисовать такие картинки, чтобы он почувствовал свой вклад; сложите картинки в папку, приклейте на доску или на стену, чтобы ребенок мог сверяться с ними.

Метод 8 Следуйте распорядку.

Так ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Если следует внести изменения, то предупредите ребенка и объясните причины, чтобы не выбить его из колеи. Данный распорядок необходимо обсудить с другими воспитателями (учителя и психотерапевты) и создать единую систему.

Постепенно меняйте распорядок с учетом возраста ребенка. Распорядок должен быть достаточно постоянным, но следует помнить, что ребенок становится старше, у него меняется характер и круг интересов, а вместе с ними нужно менять и методы воспитания. Например, после обеда в списке может значиться физкультура, но если после каждого занятия у ребенка болит живот, то перед началом упражнений у него будет пропадать настроение. Не нужно слепо следовать расписанию из-за боязни запутать ребенка. Меняйте распорядок в соответствии с потребностями. Так, попробуйте поставить физкультуру перед обедом. Скажите об этом ребенку и убедитесь, что он все понял.

Метод 9 Ребенок должен оставаться под присмотром.

Важно замечать моменты, когда ребенку требуется “развеяться” (например, после школы). Это необходимо, когда ребенок перегружен происходящим и его захлестывают чувства. Если ребенок устал или расстроен из-за чрезмерного раздражения, то ему нужно расслабиться. Отведите малыша в тихое безопасное место, где он сможет отдохнуть и расслабиться в непринужденной обстановке под ненавязчивым присмотром. Например, оставьте его рисовать в тихом помещении, пока вы будете находиться рядом и читать книгу.

Метод 10 Убедитесь в отсутствии нарушений сна и заболеваний.

Если ребенку не удается выспаться или он страдает от боли, то слезы и баловство будут вполне естественной реакцией, которую легко счесть “плохим поведением”.

Читайте также:
Одежда для новорожденных детей что нужно купить...

Метод 11 Применяйте особые стратегии воспитания.

Создайте прямую связь между воспитательными мерами и проблемным поведением. Особенно важно принимать меры сразу же после плохого поступка. Конечно, на некоторые моменты лучше закрыть глаза. Если вы накажете ребенка спустя много времени после проступка, он может вовсе не понять, за что он наказан. Лучше отпустить ситуацию и не наказывать ребенка, когда он уже не видит связи между поступком и дисциплинарной мерой.

Если ребенок хорошо воспринимает визуальную информацию, сделайте картинки с примерами плохих поступков и последующего наказания, а также правильных поступков и поощрений. Такой подход поможет ему понять связь между плохим поведением и воспитательными мерами.

Также поясните связь между хорошим поведением и положительными последствиями: “Если ты сложишь игрушки в ящик, то всегда сможешь их найти, а в твоей комнате будет чисто и красиво”. Ребенок увидит альтернативу плохим поступкам и поймет, какого поведения вы от него ждете.

Метод 12 Используйте воспитательные меры разного уровня.

Не нужно полагаться на один вид или пример наказания. Строгость мер должна соотноситься с масштабом проступка. Используйте устные предупреждения, чтобы дать шанс исправиться: “Саша, не дерись”. Используйте естественные последствия — если ребенок разбросал игрушки, то он сам будет их собирать.

Отменяйте поощрения и привилегии вроде мультфильмов по телевизору. Убедитесь, что такая мера не задевает особых интересов ребенка и не станет причиной сильного беспокойства, иначе она окажется неэффективной.

Метод 13 Будьте последовательны.

В сознании детей должна сформироваться четкая логическая цепочка: плохое поведение приведет к плохим последствиям, которые наступят вне зависимости от прочих факторов.

Метод 14 Выбирайте оптимальные воспитательные меры.

Используйте такие меры наказания, которые оказались эффективными и подходящими для вашего ребенка. Не поддавайтесь. Ребенок поймет, что такое поведение недопустимо. Четко объясните, что это контрпродуктивно ( например: “Я не понимаю тебя, когда ты кричишь. Попробуй успокоиться и объяснить, что случилось”).

Терпеливо напоминайте ребенку о способах взять себя в руки (например, глубоко дышать или считать про себя). Предложите сделать это вместе. Лишайте вознаграждения в качестве последствия плохих поступков. Если ребенок плохо ведет себя, то в качестве наказания можно лишить его привычного вознаграждения.

Метод 15 Не используйте в качестве наказания физические меры — шлепки, удары, сильные раздражители.

Жестокость в ответ на жестокость лишь убедит ребенка, что жестокость при плохом настроении — это нормально. Если вы сильно разозлились на ребенка, задействуйте те же способы взять себя в руки. Покажите на собственном примере, как вести себя в моменты гнева.

Метод 16 Критикуйте поступок, а не ребенка.

Не называйте ребенка “плохим”. Указывайте на пример такого поступка, чтобы исправить поведение. Например, скажите: “Я вижу, что ты расстроен, но кричать бесполезно. Давай вместе сделаем глубокие вдохи?”“ Почему ты падала на пол? Тебя что-то расстроило в магазине?” “Нельзя бить людей. Если ты злишься, попробуй поговорить, обратись к взрослому или остынь и возьми себя в руки”.

Метод17 Создайте систему вознаграждений

Создайте систему вознаграждений, которая прямо связана с хорошим поведением. По аналогии с наказаниями ребенку нужно понимать причинно-следственную связь между хорошим поступком и вознаграждением (похвала или награда). Со временем поведение ребенка изменится, а он станет более дисциплинированным.

Метод 18 Определите пристрастия и антипатии ребенка.

Читайте также:
Усыновление ребенка, Список документов для усыновления

Расположите занятия и вознаграждения, которые нравятся ребенку, в порядке возрастания интереса. Создайте список и сверяйтесь с рейтингом, чтобы использовать такие пункты в качестве вознаграждения за хорошие поступки или попытки прекратить вести себя плохо.

Может показаться, что это своеобразная “взятка”, но все дело в правильном применении такого подхода. Важно поощрять ребенка за хорошее поведение, а не за то, что он перестанет вести себя плохо.

Используйте такой подход вскользь и не слишком часто. Например: “Я горжусь тем, как ты вела себя в этом переполненном магазине. В обед у нас будет немного свободного времени. Хочешь, чтобы мы с тобой почитали книжки с картинками?”

Метод 19 Будьте открыты новым идеям.

Каждый ребенок уникален, а дети с аутизмом уникальны вдвойне. Наказание или “скучное” занятие для одного ребенка может оказаться высшей наградой для детей с аутизмом и наоборот. Старайтесь мыслить творчески и рассматривать новые идеи поощрений и воспитательных мер.

Метод 20 Определяйте причины плохих поступков.

Помните, что дети с аутизмом мыслят конкретно. Они часто воспринимают фразы буквально, так что вам придется тщательно подбирать слова. Необходимо определить причины поступка и только потом принимать меры. Если не разобраться в причинах, ваше наказание может способствовать тому, что ребенок продолжит вести себя неправильно.

Например, если ребенок балуется и не хочет ложиться спать, а вы не знаете, в чем причина, то лучше не ставить его в угол. Это может оказаться вознаграждением, если он желает не спать как можно дольше. Если не разобраться в причинах и наказать ребенка таким образом, вы покажете, что плохое поведение позволяет не спать допоздна.

Иногда причиной плохого поведения являются внешние факторы стресса, если дети не знают, как совладать с ними (например, ребенок может кричать или плакать, если ему мешает громкая музыка). В таких случаях лучше всего избавиться от причины стресса, поговорить с ребенком о том, как можно решить эту проблему, и воздержаться от наказания.

Стремитесь понять мотивы ребенка. Если ребенок с аутизмом плохо ведет себя, то за подобным поведением почти всегда стоит определенный мотив. Старайтесь понимать такие мотивы, чтобы научиться предотвращать нежелательные поступки и заменить их уместными или допустимыми действиями.

Например, если ребенок хочет избежать некой ситуации, он может “баловаться” специально. Он может пытаться привлечь внимание или получить что-то другое. Иногда сложно определить мотив. Для этого потребуется долго и пристально следить за ребенком.

Иногда дети балуются без конкретного мотива, поскольку не умеют справляться со стрессом по-другому. Причиной могут оказаться сенсорные проблемы, чувство голода, желание поспать или недостаточное количество времени.

Определите конкретные причины плохого поведения. Изучите привычные варианты плохого поведения ребенка, чтобы понять его намерение.

«Адаптация ребенка к ДОУ». Консультация для родителей Малыш идет в детский садик. Что делает взрослый человек, когда ему предстоит побывать в необычной роли в первый раз, например, пройти собеседование,.

Консультация «Боремся с истериками детей с аутизмом» Подготовила Самошкина Н. А. МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонск Боремся с истериками детей с аутизмом Детки с Аутизмом особенные. И истерики их.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка с ОВЗ к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Читайте также:
Как правильно кормить ребенка грудью?

Консультация для родителей «Деятельность родителей, направленная на формирование у ребенка желания учиться» В скором будущем вашему ребенку предстоит пойти первый раз в первый класс. Вместе с гордостью за своего ребенка вы испытываете также и некоторое.

Консультация для родителей и педагогов «Ребенок с аутизмом и аутичным поведением» Изначально исследователи относили такое заболевание, как аутизм, к разновидности шизофрении. Таких детей прятали от общества, закрывали.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый.

Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.

Рекомендации родителям «10 ошибок родителей во время игр с ребенком с аутизмом» Несколько специалистов говорят о том, как родителям сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка Родители детей с нарушениями.

Консультация для родителей «За что и как поощрять ребенка?» Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Родителям следует осторожно.

Детский аутизм: как его распознать и что делать после постановки диагноза?

Аутизм – это болезненное состояние психики, для которого характерна отрешенность человека от внешнего мира, неспособность устанавливать социальные контакты, полная погружённость в себя. Подробно об этом расстройстве рассказала Татьяна Косова, врач-психиатр, заведующая детским диспансерным отделением СККСПБ №1, главный детский психиатр Министерства здравоохранения Ставропольского края и СКФО.

Называть аутизм болезнью ошибочно. Это расстройство психики, которое сохраняется на протяжении всей жизни, тогда как понятие «болезнь» предполагает её начало, течение и завершение. «Заразиться» от кого-то или внезапно заболеть аутизмом невозможно. Как отметила Татьяна Косова, единственной и однозначной причины возникновения аутизма не существует. Их несколько, одна из которых – генетическая.

Причиной аутизма может стать нарушение развития мозга в определенные этапы внутриутробного развития ребенка. Это случается тогда, когда беременность протекает с патологиями, или женщина в этот период переносит тяжелое инфекционное заболевание. Причиной также может стать родовая травма.

Аутизм неизлечим, но с этим диагнозом можно жить и оставаться социально активным членом общества. Не существует какого-то единого рецепта, как облегчить симптомы аутизма. Важно одно – взять под наблюдение психическое расстройство как можно раньше.

Что в поведении ребёнка должно насторожить родителей: возможные признаки аутизма

Аутизм входит в группу нарушений психического развития, для которых характерны стереотипные формы поведения, нарушение социального взаимодействия и общения.

– Общаясь, мы смотрим друг другу в глаза, используем мимику и жесты. Дети с диагнозом аутизм не делают этого. Они не могут устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Они не смотрят в глаза, и порой создается ощущение, что они не слышат обращенную к ним речь. Часто приходится проверять ребёнка у сурдолога, чтобы исключить патологию слуха, – отмечает Татьяна Косова.

Татьяна Нестеровна Косова

Врач-психиатр рассказала, что дети с расстройствами аутистического спектра не могут указать на какой-то предмет, не смотрят в направлении жеста, не способны поделиться своей радостью и интересами с другими. У таких детей наблюдается или отсутствие речи, или задержка речевого развития. В речи могут присутствовать различные штампы: какие-то фразы из мультфильмов и сказок, повторение одних и тех же слов или слогов. Дети не способны использовать речь, как функцию коммуникации. Они могут спонтанно рассказать стихотворение или сказку, не привязываясь к обстановке. Необходимость с кем-то пообщаться вызывает у них огромные трудности. Они часто неправильно используют глаголы, употребляют повелительное наклонение или говорят о себе в третьем лице: «Ваня хочет кушать. Ваня не хочет гулять».

Читайте также:
Подростковый возраст (12-15 лет) - Как воспитывать...

Аутизм можно заметить в раннем детском возрасте. Такой ребенок не реагирует на маму и папу, не может отличить родных от чужих. Он безразличен к игрушкам, не кричит, когда голоден или нужно сменить подгузник. У него нет взгляда глаза в глаза и отсутствует указательный жест. Позже такой ребенок не будет использовать игру, как средство коммуникации, наделять игрушки определенной ролью и говорить за них разными голосами. Он может выстраивать их в ряд или перебирать. Дети с аутизмом используют неигровые предметы. Они играют с веревочками, камешками, любят пересыпать песок, открывать краны и подолгу смотреть, как течёт вода.

Как помогут ребенку в Ставропольской психиатрический больнице?

При лечении любого психического заболевания важно как можно раньше обратиться к специалистам. Ранее диагностирование психического расстройства, начало лечения и проведение различных коррекционных мероприятий позволяет облегчить будущую социальную адаптацию и помочь развитию необходимых навыков.

– Если у ребенка кто-либо или сами родители заподозрил аутизм, нужно обратиться к детскому психиатру. Врач консультирует и назначает необходимое дообследование. Затем ребенок направляется к психологу. В детском диспансере больницы открыт кабинет психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Психолог, работающий в этом кабинете, проводит диагностику по специальной методике для подтверждения диагноза и коррекционную работу.

Если у ребёнка выраженные сопутствующие заболевания, если ребенок очень возбуждён, не спит, у него заметны агрессивные навязчивые движения, требуется медикаментозное лечение. Это лечение можно проводить в амбулаторных условиях под наблюдением, но в редких случаях нужна стационарная форма лечения. Логопед и психолог проводят диагностику и коррекционные занятия. Психологические занятия проходят индивидуально и в группах. Специалисты больницы работают и с родителями. На консультациях они рассказывают, как правильно вести себя, как организовывать быт, учиться, отдыхать, заниматься творчеством и не терять связь с обществом. Родителям напоминают, что не стоит ждать от детей с аутизмом сразу больших побед и достижений, но каждому их успеху нужно радоваться и продолжать терпеливо заниматься, выполняя все рекомендации специалистов. «Без помощи родителей мы, конечно, ничего не можем сделать. Родители – это наши первые и главные помощники», – подчеркнула Татьяна Косова.

Чем раньше будет выявлена патология у ребенка, тем раньше ему будет оказана помощь. Это может быть психологическая, медикаментозная, комплексная помощь. У детей с диагнозом аутизм много сопутствующих заболеваний, поэтому обследование проводят разные специалисты и на основании их заключений подбирается индивидуальная программа. Помощь направлена на развитие эмоционального состояния ребёнка, его познавательных способностей, коммуникативных и социально значимых навыков.

Читайте наши статьи

Смотрите и читайте нас в соцсетях

7 способов помочь ребёнку с аутизмом. И да, РАС — это не приговор

Согласно последним международным исследованиям, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка. «Вылечить» аутизм нельзя, но ребёнок с РАС может учиться, общаться с окружающими, играть и быть частью общества. В блоге фонда «Обнаженные сердца» рассказывают, как помогать самым маленьким детям с расстройством аутистического спектра.

Читайте также:
Пятнадцать минут из жизни…каждого

Расстройство аутистического спектра — самая часто встречающаяся группа нарушений развития. На сегодняшний день не существует медикаментозных способов лечения, однако есть доказавшие свою эффективность методы, позволяющие преодолеть трудности, свойственные РАС. В новой книге фонда «Обнаженные сердца» — «Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра» — представлены эти методы.

Авторы пособия — практикующие специалисты фонда, психологи, педагоги, специалисты в области прикладного анализа поведения, постарались, опираясь на свой опыт ответить на самые распространенные вопросы родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС дошкольного возраста:

  • Какие эффективные подход и стратегии используются при обучении детей с РАС
  • Как помочь детям с РАС осваивать навыки самообслуживания
  • Как помочь в развитии коммуникации, игры и социальных навыков
  • Как научиться понимать причины поведения ребенка, справлять со сложным поведением и помогать осваивать социально приемлемые формы поведения
  • Как помочь ребенку с трудностями с едой и сном

Расстройство аутистического спектра есть у каждого 54-го ребёнка в США. Что нам даёт знание статистики

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.

Многие родители, а также специалисты, имеющие опыт обучения и воспитания нейротипичных детей или детей с нарушениями, не входящими в РАС, говорят о том, что не понимают, как учить ребенка с аутизмом, что те подходы, которые они привыкли использовать, не работают. Как учить ребенка, если порой кажется, что он не слышит, не понимает, не хочет сотрудничать и проявляет нежелательное поведение? Данная глава посвящена некоторым эффективным стратегиям, учитывающим как сильные стороны ребенка с РАС, так и имеющиеся дефициты. Эти методы позволяют детям с аутизмом учиться легче, быстрее и в целом быть успешнее и получать удовольствие. Они применимы не только к области академических навыков, но и навыков игры, самообслуживания, коммуникации и взаимодействия. Описанные далее методы также помогают снизить вероятность возникновения нежелательного поведения ребенка.

Постоянно собираем и анализируем данные

Программы помощи должны систематически и объективно проверяться с помощью собранных данных — только тогда они будут эффективными. Методы сбора данных могут включать в себя запись ответов детей на каждую возникающую возможность, интервальную запись прогресса ребенка во время определенных активностей, исследования конкретного поведения и изучение прогресса в определенные периоды времени (например, ежемесячно или ежеквартально). Метод сбора данных должен быть связан с целями ребенка, а затем использоваться для адаптации вмешательства к конкретным потребностям ребенка и семьи.

Дополнительно мотивируем ребенка с РАС

Мотивация ребенка с РАС может значительно отличаться от мотивации нейротипичных детей. Нарушение социального взаимодействия и коммуникации приводит к тому, что, например, похвала или одобрение для многих детей с аутизмом могут быть слабо эффективны. Это значит, что многие из них не станут что-то делать или не делать ради одобрения.

Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребенка

Учитываем, что у ребенка с РАС могут быть трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения; в этом случае взрослому важно понимать особенности ребенка и уметь адаптировать свою речь в соответствии с его уровнем развития: упрощая и укорачивая фразы, делая более конкретными и ясными инструкции, если необходимо.

Увеличиваем количество возможностей для обучения, объясняем последствия

Часто детям с РАС — в отличие от типично развивающихся сверстников, которые учатся, глядя на членов семьи, на других взрослых или друг на друга, — для освоения ряда жизненно необходимых навыков могут потребоваться специальные, высокоструктурированные условия обучения. Для этого могут использоваться дискретные пробы (или метод отдельных блоков) — один из способов такого структурированного обучения. Проба или блок — это законченный эпизод, состоящий из инструкции, реакции (ответа) ученика, подсказки (когда это необходимо), предоставления последствия (в зависимости от ответа ребенка) и удаления материалов.

Читайте также:
Начальные признаки болезни у ребенка

Рассмотрим на примере. Специалист произносит инструкцию: «Покажи нос». Реакция ученика может быть верной: он указывает на нос, следовательно, подсказка не нужна. Поскольку ответ был верным, в качестве последствия будет похвала или иной вид поощрения.

Если ребенок ошибается (если ребенок не делает попытки ответить или отворачивается, это тоже считается ошибкой). В этом случае мы повторяем инструкцию и одновременно предоставляем подсказку (например, указывая на нос ребенка). В случае ответа с подсказкой подкрепления предоставляются обычно в более умеренном объеме, чем за самостоятельный ответ. После инструкции с подсказкой проба повторяется, при этом ребенку снова дается возможность ответить самостоятельно.

Обеспечиваем структурирование среды и визуальную поддержку

Когда ребенок с РАС оказывается в пространстве, в котором все хаотично, много отвлекающих стимулов, сложно однозначно интерпретировать, где и для чего нужно находиться, что будет происходить, другими словами, когда он оказывается в пространстве, которое выглядит неорганизованным и непредсказуемым, он может испытывать фрустрацию и повышенную тревожность, а взрослые в такие моменты могут наблюдать нежелательное поведение.

И наоборот, правильно адаптированное пространство поможет ребенку с РАС лучше понимать, что от него ожидается в той или иной зоне, позволит быть более самостоятельным.

Структурируем время и события

Дети с РАС часто испытывают сложности с планированием, с пониманием времени. Все, что происходит, для них во многом непредсказуемо, неожиданно. Нет понимания, когда закончится та деятельность, которая длится на настоящий момент, что будет после этого и будет ли что-то любимое. Это еще одна возможная причина фрустрации и высокой тревожности у детей с РАС. Существенно снизить данную проблему помогают расписания и таймеры.

Расписание «сначала-потом» — простое расписание из двух пунктов. Оно часто используется в качестве первого шага в обучении следованию расписанию. Пункт «потом» — это всегда то, что мотивирует ребенка, является для него поощрением (игрушка, активность, еда, игра с другим человеком). Пункт «сначала» — это то, чего взрослый ожидает от ребенка в данный момент (занятие, мытье посуды, умывание).

Трёхлетка в теле 11-летнего. История Маркуса: мальчика с аутизмом, который рисует и учит пять языков

Если вы хотите, чтобы игра была ограничена по времени, можно использовать таймер с визуальным сектором. На таймерах такого типа при установке интервала времени сектор выделяется цветом. По ходу игры ребенок сможет видеть, как сектор становится меньше. Когда установленное время заканчивается, раздается сигнал. Важно приучать ребенка по сигналу таймера складывать игрушки на место. Последовательное и регулярное использование таймера научит ребенка понимать время и заканчивать игру без проявлений нежелательного поведения.

Предоставляем время на обработку информации

Некоторым детям с аутизмом может требоваться больше времени на обработку информации, на то, чтобы услышать нас, понять сказанное, найти и дать подходящий ответ. Предоставлять такому ребенку время на весь этот процесс критически важно для его успешности, самостоятельности и поддержания его социальной активности.

Какие бы методы (или сочетания методов) мы ни использовали во взаимодействии с ребенком, важно помнить, что они — только хорошо проложенная дорога. У ребенка еще должно быть желание пойти по ней. Мало кого мотивирует само по себе преодоление пути — будь то ребенок или взрослый, с нарушениями развития или без. Мотивирует, как правило, то, что находится в конце пути.

Читайте также:
Что делать если заболел ребенок, когда вызывать врача

Всех нас, взрослых, мотивирует разное: карьерный рост, премия, социальный статус, одобрение социума. Мы умеем сами себя поощрять (в конце дня или рабочей недели): встреча с друзьями, особое блюдо, активный спорт, массаж и так далее.

Детей тоже может мотивировать совершенно разное: лакомства, игрушки, активности, тактильные ощущения. В случае детей с РАС необходимо помнить, что нарушение социального взаимодействия и коммуникации может быть причиной того, что просто похвала не будет служить мотивирующим стимулом, как и взаимодействие с нами. При этом ребенка все равно важно хвалить, одновременно предоставляя то, что служит поощрением конкретно для него.

Полностью скачать книгу можно здесь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новые подходы к лечению и реабилитации детей с аутизмом и ЗПРР

В связи с ростом в России числа пациентов с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) и расстройством аутистического спектра (РАС) возникла необходимость разработки комплексного лечения и реабилитации таких детей.

Мы взяли интервью у Александра Викторовича Антоненко, директора и научного секретаря научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ», который рассказал, на каком этапе разработки новой методики терапии детей с РАС находится его лаборатория, а также поделился опытом создания центра медико-социальной службы для помощи детям с РАС и ЗППР.

Александр Викторович, число детей, страдающих аутизмом и нарушениями развития, неуклонно растет. В чем причина развития ЗПРР и РАС?

— На сегодняшний день наиболее перспективной считается гипотеза о формировании РАС и ЗПРР вследствие нарушения функции регуляторных пептидов, одним из которых является дипептидилпептидаза-4. Пусковые механизмы нарушения функций регуляторных пептидов пока очень мало изучены, но то, что они сопровождают РАС и ЗПРР сомнений не вызывает.

В НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ» изучают влияние нарушений функции регуляторных пептидов на формирование изменений в органах и системах организма, сопутствующих РАС. Также лаборатория занимается исследованием взаимосвязи нарушений функций регуляторных пептидов с патологически значимыми количественными изменениями веществ семейства экзорфинов.

Развитие изменений в органах и системах организма, которые сопутствуют РАС, являются одним их совокупных механизмов формирования неспецифических факторов воспаления. Подобные изменения оказывают влияние на глиальные клетки головного мозга, что выражается в повышенном ответе со стороны клеток глии. В свою очередь, это характеризуется увеличением числа нейромедиаторов в головном мозге, эксайтотоксическими повреждениями нейронов, нарушениями в холинергической, дофаминергической и ГАМК-системах мозга с формированием патологии. То есть тех нарушений, которые и приводят к развитию РАС и ЗПРР.

Какие методы лечения ЗПРР и РАС сейчас разрабатывают в НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ»?

— В настоящее время эксперты НИЛ клинической патопсихологии «САНАТ» уже разработали новый комплексный метод лечения ЗПРР и РАС, публикация о нем находится на стадии рецензирования в редакционной комиссии журнала ВАК. После публикации медицинское сообщество сможет детально ознакомиться с результатами исследований. В нем мы используем как медикаментозную терапию согласно стандартам лечения, так и немедикаментозные методы лечения, такие как физиотерапию и фитодиетотерапию (нейродиетологию). Тут важен вопрос, что именно мы собираемся лечить и в какой последовательности, ведь в данном случае речь идет о достаточно сложных метаболических расстройствах.

С какими трудностями можно столкнуться при внедрении таких методик?

— Отмечу, что использовать подобные методики «на практике» можно уже сейчас. Однако есть ряд затруднений, которые все же можно преодолеть.

Читайте также:
Поездка в поезде с ребенком, советы что взять, чем развлечь

Во-первых, это обучение врачей. Чтобы внедрить методики, нужно составить учебный план, согласовать с учебными заведениями план ТУ для врача-психиатра-нарколога и внедрить его. Самое главное — дать дополнительные знания врачам-психиатрам-наркологам о том, как работать с такими пациентами и следовать плану лечебно-реабилитационных мероприятий.

Во-вторых, при внедрении таких методик необходима работа бригадным методом. Формировать врачебную бригаду необходимо под руководством либо врача-психиатра, либо нарколога. На сегодня это и есть самая большая проблема.

Как понять, что лечение движется в правильном направлении? Как оценить эффективность терапии при ЗПРР и РАС?

— При нарушении функции регуляторных пептидов страдает весь организм. Нет такой системы или органа, которые бы не затрагивала болезнь. Поэтому необходима полная диагностика гепатобилиарной, сосудистой, выделительной, эндокринной и иммунной систем организма с помощью УЗИ, триплексного сканирования, функциональной (нейрофизиологической) и лабораторной клинической диагностики.

Маркером того, что работа идет в правильном направлении служат показатели NSE, S100, гормонов коры надпочечников, других гормонов и лабораторных данных. В результате, если все сделано с учетом логики и последовательности действий, легко оказать нейрофизиологическую, нейропсихологическую помощь и дефектологическую коррекцию.

Дети быстро избавляются от, так называемых, поведенческих нарушений, сопутствующих РАС, наблюдается положительная динамика психического статуса и происходит формирование социального взаимодействия. Конечно, только если врач-психиатр с патопсихологом выберут правильную тактику последовательного порядка оказания психологической и дефектологической помощи.

Многие родители детей с РАС и ЗПРР сталкиваются с лечением, далеким от доказательной медицины. Почему в нашей стране такие подходы, как метод Томатиса и микрополяризация, получили широкое распространение при терапии РАС и ЗПРР?

— Такое происходит из-за нехватки знаний о том, как проходит течение РАС и ЗПРР, как формируются и какими процессами вызываются метаболические расстройства и органная патология, сопутствующая течению РАС. Нет понимания, как и какие методы диагностики использовать, на что опираться при формировании лечебного процесса, когда начинать психологическую коррекцию и дефектологическую помощь и, самое главное, как контролировать лечебный процесс.

Медицины без знаний не бывает, а специализированного курса по ведению таких пациентов пока нет. При этом я говорю не только о России, его нет ни в одной стране мира. Поэтому о медицинской части нарушений наши специалисты часто просто не догадываются.

Метод Томатиса возможно и эффективен для чего-либо. Однако он не входит ни в один стандарт оказания помощи и не имеет медицинских показаний, поэтому его не стоит рассматривать в качестве способа оказания медицинской помощи детям с РАС и ЗПРР.

Микрополяризация — это совершенно другой вопрос. Она неплохо изучена. но в методиках по микрополяризации отсутствуют психические расстройства, РАС и ЗПРР, а также психогенные синкопальные состояния, которые всегда сопровождают РАС и ЗПРР. Рассматривается возможность применения методики при заикании и дефектах речи, но об использовании микрополяризации при РАС и ЗПРР научных данных нет. Также нет законных и официальных методических указаний на применение метода в психиатрии.

А какой тогда метод лечения РАС и ЗПРР можно назвать хорошим?

— Подчеркну, что не пытаюсь назвать какой-то метод лечения хорошим, а какой-то — плохим. Я говорю о том, что есть принципы медицинской науки.

Сначала нужно понять, что мы лечим. При РАС и ЗПРР мы лечим психическое расстройство сформированное нарушением функции регуляторных пептидов, то есть очень сложное метаболическое расстройство. При этом необходимо иметь возможность провести контрольную диагностику, определить точку приложения лечения, а только потом понять, что именно делать, какое лекарство назначить и т.д.

Читайте также:
Играем Вместе - липкое развлечение

На сегодняшний день именно доказательная медицинская составляющая выпадает из практики. Назвать медицинской помощью изучение нехватки разных микроэлементов и последующее назначение БАД — невозможно. Обвинять прививки, а если их не было, то еще кого-нибудь, — глупо. Потому что сказать — мало. Надо доказать и перевести на медицинский язык то, что собираемся лечить. Из-за недостаточного изучения проблемы, качественная помощь на сегодня оказывается психологами и логопедами-дефектологами разных модальностей. Однако она могла бы быть в десятки раз эффективнее при предварительных медицинских вмешательствах.

У вас уже был продуктивный опыт сотрудничества с администрацией г. Новороссийск, где совместно с НИЛ КП «САНАТ» был сформирован новый городской центр медико-социальной службы для помощи детям с РАС и ЗППР. Какие результаты принес этот проект?

— Для начала отмечу, что работа с детьми, находящимися в состоянии СОП (социально-опасном положении), РАС, ЗППР — это достаточно серьезный сегмент загрузки специализированных служб для любого города.

В г. Новороссийск у мэра города и ряда депутатов возник интерес к тому, как можно грамотно организовать помощь детям, имеющим нарушения развития, или находящимся в состоянии СОП. Так пришла идея создания в городе центра медико-социальной помощи для работы с такими детьми. Город выделил площади, а депутат Александр Чечель организовал ремонт помещений, привлек к работе местных специалистов. Их подготовкой мы занимались на нашей базе, знакомили будущих сотрудников центра со спецификой как медицинской, так и психосоциальной работы.

Благодаря мэру Новороссийска Игорю Дяченко и его команде в городе появился центр под руководством врача-психиатра с наличием диагностических служб и специалистов медико-психосоциальной сферы. На базе этого центра появится возможность начать формирование учреждений санаторного типа для детей с РАС и ЗПРР.

У города появилась возможность не только решать проблему работы с детьми с нарушением развития и разгрузить коррекционные сады и школы, а также передать опыт обучения и практики специалистам в другие регионы. Ведь подобные учреждения в России пока отсутствуют. Для этого необходима политическая воля местных властей и понимание проблемы.

Об эксперте:

Антоненко Александр Викторович — директор, научный секретарь научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ», клинический психолог, сертифицированный нейропсихолог, патопсихолог, психоаналитик. Нарколог-психотерапевт, специалист по работе с аддиктивными расстройствами. Судебный эксперт исследования психики человека. Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги России. Член СРО Судебных экспертов.

Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:

Лечение аутизма

1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.

2. Медицинская и психологическая помощь.

3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.

Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: