Дети с аутизмом – просто немного другие

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Не плохие — просто другие. Шумный, быстрый и непредсказуемый мир людей с аутизмом

Большинство аутичных людей так или иначе сталкиваются в своей жизни с различными препятствиями, поскольку общество ориентировано на среднестатистического человека без каких-либо расстройств. Поэтому без специальной помощи и изменения среды им сложнее социализироваться, получать знания, работать и вообще жить. «СПИД.ЦЕНТР» разбирался вместе с экспертами и самими людьми с расстройствами аутистического спектра в том, как должно выглядеть инклюзивное общество.

Ощущение мясорубки

Маленькая девочка усаживается перед телевизором и раз за разом пересматривает видео с собой. Взрослых происходящее скорее забавляет, и особого внимания они этому не уделяют. Ребенок же внимательно наблюдает за эмоциями на лицах людей, пытается отследить их, выучить и понять. Сталкиваться с происходящим в реальной жизни слишком сложно.

Этот эпизод из своего детства писательница Евгения Королик переосмыслила уже во взрослом возрасте. В 26 лет она продолжает анализировать поведение других людей и готовиться к разным социальным ситуациям, хотя сейчас стало намного проще. Большинство правил уже выучено, и повседневные события с меньшей вероятностью выбьют ее из колеи. У Евгении атипичный аутизм (одно из аутистических расстройств, которое отличается от диагноза «детский аутизм» симптоматикой или возрастом начала. — Прим. ред.), который влияет на большинство сфер ее жизни. Прежде всего, на коммуникации.

«Когда ты подходишь на улице к кому-то и спрашиваешь, который час или как пройти в библиотеку, то каждый раз чувствуешь себя так, словно ты голый на сцене, на тебе написано “Ты дурак”, все вокруг смеются, а потом тебя поливают водой. Каждый раз нужно переступить через себя. Например, чтобы вызвать такси по телефону, мне нужно несколько минут готовиться, продумывая речь в голове. Так было всегда. И в детстве, и в юности. И так продолжается сейчас. Это невозможно изменить», — рассказала «СПИД.ЦЕНТРу» Евгения.

Вместе с тем она считает себя экстравертом и не боится выступать на сцене. Хорошая социализация, пояснила Евгения, связана с тем, что в ее голове есть инструкция для каждого конкретного человека: как с ним общаться, как себя вести. Значения жестов, о существовании которых девушка узнала лишь в 19 лет, пришлось буквально заучивать. Выступая перед людьми или ведя переговоры, она двигается по еще одной инструкции и за счет этого выглядит как «обычный» человек. Считывать большую часть эмоций других людей тоже не получается.

Свои детство и юность Евгения сравнивает с мясорубкой. Из-за привычки игнорировать свои ощущения у нее случались свойственные аутичным людям срывы — мелтдауны, возникающие из-за переизбытка ощущений и чувств (нервная система аутичных людей функционирует иначе и может не справляться с количеством поступаемой извне информации. — Прим. ред.). В любой момент у Евгении могла начаться неконтролируемая истерика, когда она плакала и говорила окружающим жестокие вещи, даже если у нее были хорошие отношения с этими людьми.

Сейчас девушка ставит на первое место заботу о себе. «Я ограничиваю общение с людьми и стараюсь, чтобы встреча длилась не дольше трех часов. Я избегаю больших компаний или знакомлюсь с людьми только в интернете, а потом перехожу к личному общению. Если я куда-то иду, то стараюсь брать мужа или кого-то еще в качестве поддержки, чтобы мне было проще», — поделилась Евгения. Пока она занимается писательской работой, проявления аутичности меньше влияют на ее жизнь. Однако девушка думает об открытии своего бизнеса, и тут уже могут начаться проблемы: это предполагает общение с большим количеством людей.

Непонимание социального

Аутизм — это расстройство нейроразвития, которое характеризуется дефицитом социального взаимодействия, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями. Такие дети избегают зрительного контакта с окружающими, часто сторонятся сверстников, а их поведение кажется окружающим странным или агрессивным. К примеру, аутичный ребенок может раскачиваться из стороны в сторону, издавать монотонные звуки или попытаться кого-то ущипнуть. Но не потому, что хочет причинить человеку боль, а потому что не умеет коммуницировать иначе.

Читайте также:
Мастер класс Заколка своими руками "Бантик"

Люди с РАС испытывают сложности с пониманием социального. Обычный, то есть нейротипичный ребенок запоминает их автоматически — начиная с момента, когда он смотрит на маму, та показывает на предмет и называет его. В этой ситуации аутичные дети могут даже не понимать, что в эту сторону нужно посмотреть. То же самое происходит по мере взросления, когда человек находится в социуме, но не считывает невербальные сигналы (жесты, мимику), не понимает, как себя вести и как коммуницировать с окружающими.

«Когда [такого ребенка] приводят в кабинет, доктор для него может быть как стол или другой неживой предмет. Он может на него вообще не смотреть весь прием. Потом подойти, дернуть за усы или в глаз пальцем тыкнуть. Или сесть на коленки к незнакомому человеку», — рассказывает «СПИД.ЦЕНТРу» врач-психиатр, психотерапевт и кандидат медицинских наук Иван Мартынихин.

За понимание социализации отвечают отдельные участки мозга, которые у аутичных людей функционируют несколько по-другому. Это влияет на развитие высших психических функций, таких как мышление, речь, письмо, память. Как следствие, они формируются по-особому или с задержкой. В ряде случаев может возникать даже умственная отсталость, и человеку потребуется пожизненное сопровождение тьюторов.

Некоторые люди — их называют невербальными — не могут говорить или произносят всего несколько слов. Другие не понимают, что речь можно использовать для коммуникации, добавил Мартынихин. Поэтому дети с РАС могут кричать, биться головой об стену, закатывать истерики, если им жарко или хочется пить. Иначе рассказать о дискомфорте не получается. Чтобы научить выражать свои потребности и помочь в усвоении разных практических навыков (завязывать шнурки, готовить, рисовать), используются специальные методики, например, прикладной анализ поведения, для которого свойственно обучение через повторение.

Диагностика аутизма в России связана с рядом сложностей. Изначально его считали одним из проявлений шизофрении, однако выяснилось, что это хоть и относительно близкие, но все же отличающиеся друг от друга расстройства. Несмотря на то, что западные специалисты достаточно легко их дифференцируют, в России до сих пор существует путаница. Связана она в том числе с названием «детский аутизм», из-за чего диагноз ставят преимущественно детям. В последнем пересмотре Международной классификации болезней останется только термин РАС — расстройство аутистического спектра, куда входят все его проявления.

«Выражение “детский аутизм” немного неудачное. Например, взрослых психиатров долго не учили аутизму. Он же детский. Раньше считалось, что раз ребенок вырос, значит, надо [диагноз] на что-то поменять. На органическое заболевание головного мозга или шизофрению», — прокомментировал психиатр. Однако аутизм — расстройство врожденное. Оно обусловлено генетическими причинами, и его проявления остаются у человека на всю жизнь.

Трудности диагностики

Расстройство аутистического спектра включает большое количество проявлений и симптомов. При этом диагностируют далеко не всех, и в относительно легких случаях человек может самостоятельно адаптироваться к жизни. Получить образование, найти работу, создать семью. Однако это будет даваться сложнее из-за сенсорных особенностей (чувствительности к шуму, визуальным стимулам), коммуникативных трудностей (непонятно, как выстраивать близкие связи, общаться в коллективе) и других проявлений аутизма.

Диагностикой РАС у взрослых занимается не так много специалистов и специалисток, поэтому нередко люди узнают о своем расстройстве случайно. Так случилось и с Полиной Деревянко, которая изучает молекулярную биологию в аспирантуре в Нидерландах. О своем диагнозе она узнала, когда обратилась к местному психологу из-за депрессии и участившихся приступов тревоги. Тот ничем помочь не смог, зато заподозрил у девушки наличие аутичных черт и направил на диагностику. Диагноз РАС ей поставили в 24 года.

Читайте также:
О предупреждении бытовых травм у детей

С самого детства Полина любила правила, а нарушение привычного порядка вещей вызывало у нее приступы гнева. Однажды она поставила подножку пробегавшей мимо девочке, ведь ранее ей объяснили: в школе бегать нельзя. А если мама закрывала на ночь шторы (что очень не нравилось девочке), то утром она начинала агрессивно их раздвигать. Однажды Полина просто сдернула их со стены вместе с гардиной. В плохом настроении она иногда билась головой об стену, чтобы успокоиться.

«Мама и бабушка, с которыми я выросла, понимали, что у меня есть черты, отличающие меня от других детей. Например, из-за битья головой о стену меня водили к неврологу. Но они и знать не знали, что это были аутичные черты. Кажется, они думали, что это просто такие мои индивидуальные особенности», — вспоминает Полина.

Школьная учеба давалась ей легко: выигранные олимпиады, отличные оценки. В университете стало ощутимо сложнее, но оно и понятно — МГУ. Уже в магистратуре (Полина тогда жила в Германии) общение с большим количеством людей начало высасывать силы, и она стала избегать вечеринок. Кто-то из друзей в шутку предположил, что у девушки может быть РАС — тогда-то она впервые об этом задумалась. Официальный диагноз поставили уже в Нидерландах.

Полина Деревянко в лаборатории.

«Я испытала облегчение и радость от того, что мой самодиагноз и идентичность получили официальное подтверждение. Моей “странности” не нужно было больше искать других объяснений, и я нашла подходящих специалистов, которые бы с высокой вероятностью помогли мне с депрессией и тревожностью», — поделилась Полина. О своей аутичности она рассказала своему окружению: маме, партнерам, боссу, а также стала делиться опытом в социальных сетях.

По мнению Полины, РАС помогает в работе ученой. Как и многие аутичные люди, она много внимания уделяет деталям, любит монотонные действия и с большей вероятностью заметит ошибки в эксперименте. А вот из-за высокой чувствительности к звукам последние пару лет она не выходит из дома без наушников с активным шумоподавлением. Без них Полина чувствует сильную усталость.

После постановки диагноза ей разрешили использовать наушники в том числе на работе — в лаборатории для биологических исследований, где по правилам наушники запрещены. Для девушки это вопрос не предпочтений, а способности функционировать и выполнять свои задачи. Сейчас Полина занимается, как она сама говорит, «аутизм-просветом» и ведет блог Logical to the Extreme.

Поддержка своих

Один из мифов вокруг аутизма связан с тем, что аутичным людям якобы не нужно и неинтересно общение. Это не так, хотя со стороны такой человек может выглядеть замкнутым или чересчур погруженным в себя. «Нам кажется из сериалов, что человек с РАС — это такой товарищ, который готов сидеть в склепе и из него не выбираться, ни в чем не нуждаться. Зачастую именно взрослые люди с высокофункциональным аутизмом могут очень остро переживать свое одиночество. Оттого они ищут общения с теми, с кем имеют какой-то общий опыт», — пояснила «СПИД.ЦЕНТРу» магистрант-психолог и ведущая группы поддержки для людей с РАС в Санкт-Петербурге Мария-Елизавета Конофальская.

Она узнала про встречи после того, как их создательница эмигрировала в другую страну. Чтобы группа поддержки продолжила существование, была необходима новая ведущая. Так ее место заняла Мария-Елизавета. Она обращает внимание, что такие встречи не несут психотерапевтического эффекта, а ведущая занимается организацией и модерацией процесса, но находится со всеми на равных.

Мария-Елизавета Конофальская

Группа поддержки проводится раз в месяц, и основная ее цель — общение. Участникам и участницам важно побыть в круге подобных людей, обсудить свойственные только им проблемы. К тому же это помогает находить новых друзей: некоторые знакомятся на группе и сразу решают вместе сходить куда-то. Информация о встречах публикуется в группе во «ВКонтакте», а прийти туда могут в том числе те, кто не имеет официального диагноза, но подозревает у себя РАС.

Читайте также:
Как правильно кормить ребенка грудью?

«Если человек понимает, что ему эта группа полезна и она несет ему пользу, он на ней останется. Если эти вопросы, состояния и проблемы, описываемые людьми, ему непонятны, то он на ней не задержится долго. Поэтому я крайне лояльна ко всем новым людям», — продолжила Мария-Елизавета Конофальская. Параллельно она учится на психолога, и с этим связан ряд трудностей. Прежде всего, к ней предъявляют повышенные требования как к нейроотличному человеку.

Работа психолога подразумевает эмоциональную и психологическую стабильность, требует эмпатии и способности интерпретировать чувства, и людям с РАС это базово дается сложнее. Однако хорошо скомпенсированный специалист, то есть тот, чьи нежелательные проявления аутичности находятся в мягкой или незаметной стадии, тоже может помогать. В частности, он как никто другой способен понять аутичных клиентов и клиенток. Поэтому у них может сложиться хороший психотерапевтический альянс.

Доступная среда для людей с РАС

Любая инклюзия начинается с информирования общества. В отношении РАС это информирование о том, что такое аутизм и какие потребности есть у таких людей. Именно отсутствие корректной информации рождает страхи и стереотипы, которые мешают человеку с РАС интегрироваться в социум. Его могут бояться, неверно понимать его потребности, отправлять в закрытые учреждения (например, ПНИ) или на домашнее обучение, что действует как дополнительный изолирующий фактор и уменьшает шансы на дальнейшую социализацию и трудоустройство.

Второе направление деятельности связано с изменением самой среды. «Есть некоторые особенности людей с аутизмом, которые надо учитывать, когда мы думаем об инклюзии. Можно начать с самого простого — с особенностей обработки сенсорной информации. Те сенсорные стимулы, которые кажутся нейротипичным людям совершенно обычными — шум, освещенность, передвижение перед глазами, — для человека с аутизмом могут быть избыточными. Поэтому нам стоит подумать о том, каким образом мы можем с этим справляться», — рассказывает «СПИД.ЦЕНТРу» эксперт Фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова.

Чтобы избегать сенсорных перегрузок, люди с РАС должны иметь возможность побыть в тихом месте, отдохнуть или воспользоваться специальным оборудованием. Некоторым из них помогают шумоподавляющие наушники, темные очки или игрушки для аутостимуляции (повторяющихся действий, нацеленных на получение сенсорных ощущений, чтобы отвлечься от стрессогенного воздействия. — Прим. ред.).

Поскольку не все люди с аутизмом пользуются речью, они могут использовать для общения альтернативные методы коммуникации: систему картинок и карточек, специальные доски с изображениями, буквами и словами или мобильные приложения. Это такой же язык, благодаря которому люди с РАС общаются с окружающими и рассказывают о своих потребностях. Как прокомментировала Татьяна Морозова, такое практикуется в тех учебных учреждениях, где знают о детях с аутизмом и их коммуникативных потребностях.

В качестве локальных инициатив существуют возможности для инклюзивного образования — ресурсные классы и зоны в школах и детских садах. Эта модель предполагает обучение с учетом индивидуальных особенностей детей с РАС. К примеру, они могут основную часть времени находиться в обычном классе, а оставшиеся часы заниматься в ресурсном с тьютором и другими специалистами. Особенно остро стоит вопрос обучения представителей профессионального сообщества. Должна повышаться осведомленность среди врачей и педагогов, обратила внимание Морозова.

Однако инклюзия касается не только образования. Она включает возможности для проведения досуга, доступность социальной, юридической помощи и, конечно же, возможность работать. На сегодняшний день некоторые культурные учреждения внедряют инициативы по созданию доступной среды для людей с аутизмом. «В Пушкинском музее есть сенсорная карта, на которой помечены места с большей или меньшей степенью сенсорной нагрузки, а сотрудники музея в Царицыно разработали социальные истории, которые помогут детям с РАС познакомиться с музеем и правилами поведения там», — рассказал Морозова.

Читайте также:
Радионяня или видеоняня?

Большую роль в адаптации общественных пространствах играют сами люди с РАС, чей личный опыт позволяет сделать среду более комфортной. В этом случае учитывается принцип «Ничего о нас без нас». Чтобы узнать о потребностях людей с аутизмом, нужно спросить об этом их самих, пояснила Мария-Елизавета Конофальская. По ее мнению, необходимо разрабатывать сенсорно-доступную среду в общественных пространствах: убирать фоновую музыку в торговых центрах, закупать диодные лампы, которые не шумят и не мигают, создавать комнаты для сенсорной разгрузки.

«Также надо понимать, что люди с аутизмом могут с другой скоростью обрабатывать информацию, — продолжила Конофальская. — Когда [в «Макдоналдсе»] человеку задают 20 вопросов за минуту о том, какой он хочет гамбургер, он может растеряться. Поэтому было бы очень хорошо, если бы человек мог показать удостоверение о том, что у него аутизм, инвалидность и какое-то другое состояние, и персонал уже по-другому бы с ним общался».

Современное российское законодательство стоит на стороне инклюзии, считает Татьяна Морозова. Согласно ему, все граждане имеют доступ к образованию, культурному досугу и другим общественным благам, могут пользоваться любыми видами транспорта. Поэтому инклюзия — это не только разрушение мифов и барьеров между людьми, но и реализация закрепленных на государственном уровне прав.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Аутизм

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Определение

Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Симптомы аутизма.jpg

Причины появления аутизма

Причины расстройств аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности). Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

Читайте также:
Грудное вскармливание, кормление грудью, всё о грудном вскармливании

С середины 90-х годов существовали опасения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС. Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска – братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей. По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС.

Классификация заболевания

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

Существует деление РАС в зависимости от наличия или отсутствия расстройств интеллекта и способности человека использовать устную или письменную речь в качестве средства для выражения потребностей или желаний.

Симптомы аутизма

Основные проявления РАС – нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Кроме того, у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.

Остановимся подробнее на описании основных проявлений болезни.

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит – не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы; может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.

У многих пациентов с РАС сохраняются чрезмерная или, наоборот, отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительным контакт.

Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.

С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.

Диагностика аутизма

При сборе жалоб и осмотре врач обращает внимание на особенности поведения пациента, проводит оценку текущего психиатрического статуса и уровня развития.

ADOS-II – тестирование, которое проводит детский или взрослый психиатр или клинический психолог. Оно заключается в наблюдении за пациентом, выполняющим в игровой форме определенные задания. В зависимости от возраста, способности говорить и играть врач выбирает тот или иной модуль – разновидность тестирования. Модули различаются по сложности предлагаемых игр, занятий и наличию речевых заданий. 1-й модуль используется для детей, говорящих отдельными словами. 2-й – для детей, использующих предложения из нескольких слов. 3-й – для свободно общающихся детей. 4-й – для свободно общающихся подростков и взрослых. С помощью определенного набора игрушек, предметов специалист создает различные игровые ситуации. Он наблюдает за выполнением работы, оценивая мимику, слова, способы решения предлагаемых задач. Выполнение заданий длится около часа, после чего специалист обрабатывает результаты теста и оформляет заключение. Обычно тест записывается на видео, что помогает постановке более точного диагноза и предоставляет возможность оценить состояние ребенка иным специалистам.

Читайте также:
Развивающий коврик для детей своими руками, видео идеи

ADOS-II не является единственным критерием для постановки диагноза. В качестве дополнительного теста для сбора большего количества данных может использоваться скрининг ADI-R.

ADI-R – интервью, содержащее около 100 вопросов, которое проводит психолог или психиатр; но не с пациентом, а с его родителями или другими близкими людьми. Вопросы направлены на оценку:

  • качества социального контакта;
  • качества коммуникации и речевых особенностей,
  • модели поведения (повторяющиеся, ограниченные или стереотипные действия).

Инструментальные методы обследования имеют второстепенное значение, не являясь ведущими в диагностике РАС. Проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), компьютерной томографии (КТ) головного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга не рекомендуются всем детям и подросткам с РАС или подозрением на РАС. С одной стороны, это связано с тем, что при проведении обследования возможны затруднения из-за специфических для РАС нарушений коммуникативных и поведенческих навыков у пациента. С другой, – эти исследования не могут подтвердить или опровергнуть диагноз «расстройство аутистического спектра», но могут быть показаны для постановки диагноза и определения тактики лечения при подозрении на наличие других расстройств, например, при эпилепсии, опухоли головного мозга.

К каким врачам обращаться

Заподозрить аутизм может врач-педиатр . Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский, а затем взрослый психиатр, невропатолог, психолог.

Лечение аутизма

Непосредственного лечения РАС на сегодняшний день не существует. Назначаемые лекарства, например, из группы антидепрессантов, могут помочь в решении различных неспецифических проблем – нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер. Они включают образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС, – чем раньше начато оказание помощи, тем лучше прогноз развития ребенка.

Существует много методов лечения и помощи пациентам с РАС, которые не имеют подтвержденной эффективности: безглютеновые и безказеиновые диеты, микрополяризация мозга, метод Томатиса, биоакустическая коррекция, арт-терапия, а также иппотерапия, дельфинотерапия и многие другие. Если родители настаивают на применении этих методов, важно понимать, что их не следует использовать вместо основной программы лечения.

Нередко в лечении пациентов с РАС используются ноотропные и пептидные препараты. В настоящее время нет убедительных доказательств их способности повлиять на развитие когнитивных и речевых навыков. Вместе с тем они могут повышать двигательную активность, вызывать расторможенность и расстройства сна.

Осложнения заболевания

При аутизме возможны различные повреждения, наносимые пациентом самому себе и окружающим.

Из-за нарушения когнитивных функций, речи, сложностей во взаимодействии с окружающими пациенты с РАС, за исключением пациентов с синдромом Аспергера, в большинстве случаев не могут жить самостоятельно, учиться и работать.

В связи с высоким болевым порогом, особенностями поведения у страдающих РАС затруднены диагностика и лечение других заболеваний.

Профилактика аутизма

Специфических мер профилактики РАС на данный момент не существует. Однако ранняя диагностика является необходимым условием организации ранней комплексной помощи ребенку, что может улучшить прогноз.

  1. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ, 2020. – с. 52.
  2. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). Современные технологии в медицине. Т. 12, № 2, 2020. С. 111-120.
Читайте также:
Поездка в поезде с ребенком, советы что взять, чем развлечь

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

На первом году жизни контролировать развитие ребенка не сложно. Внимательный педиатр будет строго следить за появлением новых навыков у ребенка. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы.

После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит прекрасная фраза – «все дети разные» – и это сущая правда. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческих реакций — все становится очень вариабельным. И тут важно остановиться на развитии одного очень важного навыка, который часто упускается из вида — это навык коммуникации. А нарушение развития этого навыка называется РАС — расстройство аутичного спектра.

Все мамы знают про РАС. Все читали в интернете. Но большинство родителей выносят из этих статей лишь стандартный набор признаков — отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, необщительность на детской площадке и пр.

Но все не совсем так, и дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, тянуться к другим детям и ничего в ряды не выстраивать. Они даже говорить могут начать вовремя. Но они другие. Их поведение отличается. Они живут как бы сами по себе, «на своей волне». И свести это к перечню симптомов просто нереально. Но все-таки можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего, а также мелкие признаки, позволяющие насторожиться.

Самая яркая, бросающаяся в глаза особенность таких детей – это отсутствие интереса к другим людям. Здоровый ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы. Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка, как позитивного, так и может быть негативного (со страхом смотрит на врача, прячется за маму). Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он пройдет мимо и начнет играть в игрушки, не обращая внимания даже на опасного доктора в белом халате, на прямое обращение к нему. Общение часто сводится к использованию людей для достижения своих целей (подвести маму к нужному предмету и ее рукой попытаться сделать что-то, ему недоступное, не вступая в прямой контакт). Этот признак, пожалуй, основной, и тут может быть много вариаций, в зависимости от тяжести проявления заболевания. Но основа неизменна— люди и взаимодействие с ними не являются приоритетом для ребенка с РАС.

Помимо этого есть ряд мелких, необязательных признаков, однако, наличие нескольких из них – повод насторожиться:

  • проблемы с переходом от протертой пищи к обычной, часто стойкие пищевые предпочтения, однообразный рацион
  • подолгу может заниматься чем-то в одиночку, трудно переключить, вовлечь в другие действия. Или, наоборот, крайне хаотичное поведение и игра
  • игра часто однообразна, не имеет сюжета, либо сюжет долго остается примитивным и однообразным
  • не редко такие дети имеют странные, не соответствующие возрасту интересы, например, рано заучивают цифры и буквы и предпочитают их игрушкам
  • очень часто задержка речевого развития, при этом часто ребенок издает разнообразные звуки, возгласы, как бы сам по себе, вне связи с ситуацией.
  • поздно формируются туалетные навыки — после 3-х лет.
  • малыш проявляет интерес к другим детям, может бегать рядом, но при попытках взаимодействия, совместной игры — начинаются сложности.
  • позднее становление двигательных навыков, моторная неловкость.
  • нарушение дистанции — могут залезть на колени к незнакомому человеку, но не для общения, а чтобы дотянуться до нужного предмета (использование человека, как подставки).
  • неуправляемость, истерики, агрессия и аутоагрессия.
  • нарушения сна — трудности засыпания, может проснуться ночью и долго бодрствовать.
  • стереотипные действия — подолгу открывает и закрывает двери, крутит колеса и пр.
Читайте также:
Ребенок в самолете - личный опыт, советы и рекомендации

К сожалению, на первом году жизни заподозрить аутичные расстройства обычно трудно или невозможно. В возрасте до года может насторожить следующее – отсутствие желания контактировать с близкими, позднее появление улыбки, лепета. Также отсутствие интереса к первым совместным играм («ку-ку», «ладушки» и пр), слишком спокойное и независимое поведение ребенка – не просится на ручки, подолгу лежит один – «удобный ребенок». Конечно, такие симптомы повод обратиться к врачу, но встречаются они редко. Проблемы и вопросы обычно начинаются после года.

Часто ребенок, развивавшийся, вроде бы, нормально, вдруг останавливается в развитии или теряет ранее приобретенные навыки. Слова — это грозный симптом, который можно увидеть не только при аутизме, но и при ряде других тяжелых заболеваний мозга.

РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения. Но эти состояния сложно не заметить. Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на это — несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна. А уже потом может оказаться, что все это – симптомы РАС.

Запись на прием к врачу-педиатру

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
  • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
  • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
  • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
  • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
  • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
Читайте также:
Ребенок в самолете - личный опыт, советы и рекомендации

Особенности лечения

Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.

Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.

Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.

Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.

Доктор проводит тест ребенку с подозрением на аутизм

Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.

Семейная терапия

Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:

  • составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
  • не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
  • выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
  • постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
  • терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;

Врач обучает родителей работе с ребенком аутистом

  • общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
  • научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.

Благодаря отдыху, удается избежать эмоционального опустошения и сохранить силы. Мама и папа, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, негативно влияют на аутиста.

Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:

  • нейролептики для коррекции поведения;
  • ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
  • седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
  • препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).
Читайте также:
О предупреждении бытовых травм у детей

Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: