Чем старше становится ребенок, тем быстрее он начинает понимать и осваивать новые вещи.

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

«Чем старше становятся дети, тем меньше ты им нужен». Правила воспитания Михаила Кожухова

Мы всё время спрашивали у героев рубрики «Правила воспитания» о том, каково это — растить маленьких детей и подростков. На этот раз мы решили поговорить с телеведущим и путешественником Михаилом Кожуховым о том, что значит быть отцом уже взрослых детей — дочери Марии и сына Макара. Он рассказал «Мелу», о чём жалеет, оборачиваясь назад, и почему не стоит брать маленьких детей в путешествия.

1. У меня довольно низкая оценка собственных педагогических талантов. Когда сын был маленьким, я однажды обнаружил, что воспитываю его так, как воспитывали меня. Мы как-то пошли с ним в парк, и я спросил, хочет ли он мороженое. Он поднял на меня глаза и спросил: «Папа, а я хочу мороженое?» И тут я понял, что перегнул с дисциплиной и строгостью. И вообще отпустил вожжи. Теперь думаю, что и в первом, и во втором случае был неправ. Если бы можно было повернуть время вспять, я бы записался на все мыслимые курсы по педагогике, где меня бы, может, научили уму-разуму. Я бы сделал всё правильно: не наказал бы дочку, закрыв её маленькую в тёмной комнате; не выбросил в помойное ведро игрушку, за которую они чуть не подрались. Ещё бы многое сделал не так, как сделал. Не знаю, работают ли педагогические теории, но если мне самому не хватило мозгов, почему бы не попробовать воспользоваться чужими?

2. Я всегда хотел, чтобы мои дети были лучше меня. Более состоявшимися, более успешными, более счастливыми — чтобы крутилось колесо цивилизации.

Хороший родитель — тот, кто мечтает о лучшем будущем для своих детей, и делает всё, чтобы оно реализовалось

Я прекрасно помню время, когда они родились — тогда я почувствовал одновременно и дикую радость, и ощущение огромной навалившейся на меня ответственности. Ведь роль папы как раз в том, чтобы показать сыну и дочери пример того, каким должен быть мужчина. Дать им урок ответственности, порядочности, рассказать о жизненных приоритетах и целях.

3. Я научил сына абсолютно бесполезным навыкам, которыми владею сам. С шести лет он ходит со мной в горы, в тайгу на спортивный сплав. Я научил его выживать в условиях дикой природы, разводить костёр в ливень, уметь читать струю горной реки, чтобы понимать, что и в какой момент будет происходить с судном на порогах. Скорее всего, ему это не понадобится в жизни, но мне кажется, что для самосознания мужчины всё это не так уж и бесполезно.

Читайте также:
Ещё один хороший вариант для выходных – прогулка верхом на лошади

Истории отважных мужчин можно послушать 23 и 24 ноября во время документального спектакля «Моменты моря. Восемь мачт», который поставил «Клуб путешествий Михаила Кожухова». В Большом Звёздном зале Московского Планетария исповеди моряков, членов экипажей легендарных парусников «Крузенштерн» и «Седов», прочитают Вера Полозкова, Евгений Фёдоров, Олег Нестеров.

4. С сыном ты всегда завышаешь планку, а с дочерью — занижаешь. Мне кажется, большинство отцов мечтают о рождении мальчика главным образом потому, что мы не понимаем, как себя правильно вести с девочками. Я тоже боялся рождения дочери, потому что не знал, что с ней делать. С мальчиком понятно, в какие игры играть и какие игрушки покупать, а девочки — это же инопланетные существа!

Все эти страхи преследовали и меня, но потом обнаружилось, что эмоциональное счастье от общения с дочкой превосходит всё. К сыну ты требовательнее, ты хочешь, чтобы он был лучше тебя и планку поднимаешь непомерно высоко. С дочкой такие штуки не проходят, ты эту планку вынужден всё время, наоборот, занижать. Просто потому, что ты таешь от одного её взгляда.

5. Мой отец был более талантливым педагогом, чем я. Он сажал меня перед собой и на протяжении многих лет рассказывал одни и те же истории. Они должны были научить меня жизни и послужить примером, дать нравственные ориентиры в той или иной ситуации.

Истории про то, что нельзя бояться начальников, про дружбу и верность, про обязательства перед близкими. Про отношение к собственному делу. Я такого не делал, но, надеюсь, мои дети видят, как я отношусь к тому, чем занимаюсь. Может быть, хотя бы в этом я останусь для них примером.

6. Отец никогда не позволял мне вести себя так, как мои дети ведут себя по отношению ко мне. Это, наверное, ещё одно моё упущение. Так что ответа на вопрос, как добиться у детей авторитета, я не знаю… У меня есть товарищ, родившийся в Карабахе, который однажды признался, что его отец ни разу до него даже пальцем не дотронулся в детстве. Ни одного объятия, поцелуя — никаких проявлений нежности. Так вот его отец был для него богом и абсолютным авторитетом. Но я думаю, что это тоже особенность какой-то другой культурной традиции, не нашей.

Читайте также:
Рождественские гадания

7. Первое слово, которое сказал мой сын, было «солдат». А не «мама» или «папа». Всё потому, что мне хватило ума привезти 8-месячного сына в Кабул вместе с его мамой, когда я работал там военным корреспондентом. Сегодня я, конечно, не сделал бы этого, но тогда в таком поступке не было ничего удивительного. Вокруг нас ходили и другие женщины с колясками — из разных стран, разного возраста. Конечно, это было рискованно и сопровождалось множеством бытовых трудностей, но всё закончилось благополучно.

8. Не стоит тащить маленького ребёнка в сложное путешествие. Возможно, этот подход многим не понравится, но я насмотрелся на плачущих в самолётах малышей, которые никому не дают покоя. Потом они болтаются в рюкзаке на шее у мамы или папы, не получая никакого удовольствия и ничего не понимая.

Мне кажется, если нет каких-то экстренных обстоятельств, то нет и необходимости брать маленького человека туда, куда просится душа взрослого. Всему своё время. Когда он подрастёт, он сможет гораздо больше понять, воспринять и получить от этого путешествия.

9. Чем старше становятся дети, тем меньше ты им нужен. Реже звонки, реже встречи. У меня очень тёплые отношения с детьми. Может, ошибаюсь, но едва ли могу назвать их очень близкими. Да, мы часто видимся, но я, в общем-то, и сам эмоционально закрытый человек. Они получились такими же. Тем более, наша жизнь сложилась так, что я воскресный и телефонный папа.

Это всегда накладывало некоторый отпечаток на наши отношения: я стараюсь избегать конфликтов. Но случаются и острые ситуации. Иногда я резко высказываюсь, они воспринимают это очень эмоционально. На самом деле, никогда не знаешь, когда и как ты мог их задеть. Иногда спустя годы выясняется, что дети с обидой помнят какие-то моменты, когда тебе самому казалось, что ты был слишком «усипуси».

10. Момент взросления собственных детей не наступает никогда. Едва ли кто-нибудь способен воспринимать своих детей абсолютно взрослыми людьми. Но в какой-то момент приходит осознание: вот он, второй этап отрезания пуповины. Тогда ты должен наступить на горло собственным песням и страхам, перестать относиться к ним как к маленьким. Мне кажется, это полезно для всех.

Читайте также:
«Непростые» дети

С другой стороны, я точно знаю: мои дети не догадываются, что я до сих пор такой же невзрослый человек, как и они. Я вспоминаю эпизоды из жизни собственных родителей — и понимаю, что они тогда были младше, чем я сейчас. А мне они казались взрослыми и солидными. Теперь мои дети видят меня таким же солидным и взрослым, не догадываясь: я им так и не стал.

Ошибка 1. Длительная разлука со старшим сразу после рождения младшего

После рождения младшего ребёнка на маму сваливается большое количество новых обязанностей. Если разница между детьми небольшая, то старший ребёнок — тоже ещё совсем малыш, который требует времени, заботы и бытовой помощи.

Бывает, что родители с трудом справляются с уходом за двумя маленькими детьми и делегируют уход за старшим кому-то другому. Например, отправляют его погостить у бабушки на несколько недель или даже месяцев, чтобы мама могла освоиться с малышом. Или сразу после появления новорождённого отдают старшего в детский сад. Нанимают няню, которая присматривает за первым ребёнком, пока мама возится с малышом.

Как это влияет на ребёнка

Фотография человека

Длительное расставание с родителями после рождения младшего брата или сестры может сформировать ощущение отверждения. Ребёнку кажется, что его не любят, его легко можно заменить кем-то другим.

Во взрослой жизни это мешает строить близкие, доверительные, эмоциональные отношения. Такие люди постоянно доказывают свою нужность, значимость. Не переносят критику. Им кажется, что после малейшей оплошности их тут же заменят на кого-то более подходящего. Поэтому они болезненно относятся к своим ошибкам, критичны и нетерпимы по отношению к другим.

Как поступить родителям

Ребёнка нужно заранее подготовить к появлению нового члена семьи. Если старший ещё маленький, полезно обучить его основным бытовым навыкам заранее. Например, самостоятельно засыпать, есть, наливать себе водичку.

Если планируется отдать ребёнка в детский сад, лучше это сделать за несколько месяцев до родов. Все изменения в жизни нужно планировать так, чтобы ребёнок не связал их с появлением младшего.

Читайте также:
Как сохранить красоту во время беременности: правила...

Автор книги «Дети в семье. Психология взаимодействия» Екатерина Бурмистрова советует немного перестроить семейные ритуалы, увеличив роль папы в ежедневном уходе за ребёнком. Например, если раньше книжку перед сном читала мама, то теперь это будет папиной обязанностью.

После родов родителям нужно стараться проводить максимум времени со старшим ребёнком. Если есть бабушка, которая хочет помочь, или возможность нанять няню, лучше поручить им дела по дому и заботу о новорождённом. Екатерина Бурминстрова не советует отдавать на аутсорс старшего ребёнка. А вот младенцу всё равно, кто будет катать коляску по парку.

«Чем меньше изменится каждодневная привычная жизнь старшего ребёнка, тем лучше: меньше будет дезадаптации, регресса, ревности. Не стоит менять характер социальных нагрузок ребёнка, тех впечатлений, которые есть помимо семьи. Если есть возможность посещать занятия в детском саду (на которые ребёнок уже ходил), пусть продолжает заниматься. Если же он никуда не ходил, то в этот момент не надо вводить ничего нового и накладывать стресс на стресс»

Екатерина Бурмистрова, «Дети в семье. Психология взаимодействия»

Подготовка к школе с трёх лет

— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.

— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.

Если ребенку нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.

Читайте также:
Злость и ревность

Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.

Раннее развитие

— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?

— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.

Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов к предлагаемой модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками. Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.

Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.
Читайте также:
Наверное, у всех мальчишек есть машинки. Вот и нам на годик подарили большую, красивую машинку.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос

Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.

Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»

1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).

Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.

К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.

2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять

Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.

Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.

3. Быть самостоятельным

Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.

Читайте также:
Интересные факты о волосах

Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.

Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.

4. Нести ответственность за свои поступки

Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.

Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.

У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.

5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях

Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.

Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.

Читайте также:
Почему ребенок плачет

6. Уметь защищать себя

Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.

Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.

7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания

Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.

8. Уметь уважать себя и других

Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.

Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.

Читайте также:
Как спокойно говорить с ребенком. Особенности поведения ребенка

9. Говорить «нет»

Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.

Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.

10. Не бояться обращаться за помощью

И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.

Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.

Раннее изучение иностранных языков

Раннее изучение иностранных языков стоит обычно отдельным вопросом среди развития всех прочих навыков, поскольку существует мнение, что чем раньше начинается обучение, тем лучше ребенок овладевает дополнительным языком. Данное утверждение можно относить только к здоровым детям. В других случаях это может навредить развитию ребенка.

Противопоказано изучение иностранного языка детям с:

  • неврологическими нарушениями;
  • нарушением звукопроизношения и звуковосприятия.

При изучении второго языка существующие проблемы могут только усугубляться, поскольку те особенности произношения, которые являются нормой для иностранного языка, могут рассматриваться как дефект в родном.

Читайте также:
Я одна - и мне хорошо

Неврологическая патология часто дает ослабленную память, а поскольку язык в детстве запоминается механически, то эффективность таких занятий сводится к нулю. То, что было выучено на одном занятии, будет забыто к следующему, но ребенок потратит много сил и времени на запоминание новых слов.

Возможные негативные последствия изучения иностранного языка ребенка с неврологическими и логопедическими проблемами:

    ; ;
  • нарушение произношения;
  • неправильное формирование артикуляционного аппарата;
  • перенапряжение нервной системы;
  • общее недоразвитие речи родного языка: низкий словарный запас, нарушение лексики, грамматики, звукопроизношения, фонематического слуха.

Положительное влияние от изучения иностранного языка возможно только у здоровых детей и при успешном овладении родной речью. Тогда иностранный язык помогает формировать новые нейронные связи, развивает второе полушарие и межполушарные связи (последние исследования мозга показали, что при общении на родном и иностранном языках у человека задействованы разные полушария головного мозга), расширяет круг общения, раскрывает новые горизонты, в том числе при выборе будущей профессии и места проживания, формирует мотивацию на дальнейшее изучение языков и даже поднимает самооценку и придает уверенность в себе.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: