Аутизм: уйти в себя, чтобы вернуться?

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Взгляд невролога на проблему аутизма

Эта статья написана главным образом для родителей детей, страдающих различными формами аутизма. Родители проводят со своими «особенными» детьми гораздо больше времени, чем дефектологи, психологи и учителя. И поэтому, я считаю, что они должны понимать, что происходит с их детьми и как это исправить.

Кора головного мозга взрослого человека похожа на политическую карту: она вся условно разделена на зоны (поля). У новорожденного ребенка эти поля едва намечены, а сама кора очень тонкая, в ней мало клеточных слоев. Корковые поля и клеточный состав коры увеличиваются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Способность коры изменяться называют нейропластичностью.

Процесс развития коры идет в определенной последовательности. Особый интерес для понимания причин возникновения аутизма представляет самый первый период, условно разделяемый на три этапа:

I. чувствительно-двигательный. С момента рождения, и в течение первого года жизни быстрее и сильнее развиваются рецептивные (чувствительные) зоны коры: первичные и вторичные слуховые и зрительные корковые зоны, зона тактильной чувствительности, обонятельной, вкусовой, мышечно-суставное чувство. Кроме этого развиваются зоны двигательной коры и мозжечок. Развитие левого и правого полушарий в этом возрасте идет примерно одинаково. В результате этого развития ребенок учится чувствовать собственное тело, его положение в пространстве, различать звуковые, обонятельные, вкусовые раздражители и зрительные образы, он начинает перемещаться в пространстве, у него формируется крупная моторика.

II. правополушарный. От года и до 2-2,5 лет правое полушарие (у правшей) в развитии и размерах преобладает над левым. Особенно выделяется в этот период правая лобная область, чья функциональная нагрузка – контроль за эмоциональной составляющей поведения. Поэтому дети до 2-2,5 лет – сложные эмоциональные существа, ярко реагирующие на происходящее вокруг них, легко впадающие в истерику. Кроме этого, при хорошо развитом «правом мозге» у детей формируется та часть мышления, которая отвечает на вопрос «КАК?»:

как взять игрушку?

как держать ложку и есть?

как открыть (закрыть) дверцу?

как пользоваться горшком?

Дети учатся пользоваться руками, начинает формироваться мелкая моторика.

III. левополушарный. К 2,5-3 годам (в норме) начинается усиленный рост левого полушария. Левая лобная область отвечает за волевую составляющую поведения (дети начинают учиться себя контролировать) и за ту часть мышления, которая отвечает на вопросы «КТО?» и «ЧТО?» А это является предпосылкой того, что у ребенка начинает формироваться речь. Сначала жестовая (принеси, покажи), а затем вербальная: слова – фразы – предложения.

Итак, в период от рождения и до 3 лет ребенок последовательно проходит в своем развитии чувствительно-двигательный, правополушарный, и левополушарный этапы.

Такая последовательность формирования функций обусловлена генетически и приводит к тому, что до 3 лет у ребенка успевает сформироваться полный набор первичных навыков, необходимых для выживания.

Что происходит в первый период развития на клеточном уровне? Нейроны головного мозга вырабатывают целый ряд биологических веществ, одно из которых называется нейротрофическим фактором (англ. Brain-derived neurotrophic factor, BDNF).

Нейротрофический фактор может вызывать в головном мозге ряд изменений:

Укрепляет связи между нейронами и помогает соединить их вместе, чтобы обеспечить совместную активацию в будущем, при формировании нервных центров. Например, в слуховой зоне коры находятся нейроны, которые воспринимают звуки разной частоты. Под действием нейротрофического фактора эти нейроны объединяются в группы (по частотному принципу). И когда приходит звук определенной частоты, он возбуждает не единичный нейрон, или всю слуховую кору, а, исключительно, группу определенных нейронов. Так ребенок учится дифференцировать звуки.

Читайте также:
Календарь развития ребенка, Развитие ребенка до года по месяцам

Способствует росту тонкой миелиновой (жировой) оболочки вокруг каждого аксона (отростка нейрона, передающего сигнал к другим нейронам), что значительно повышает скорость передачи импульсов. Таким образом, формируется белое вещество головного и спинного мозга.

Способствует активации базальных ганглиев и поддерживает их активность весь этот период. Базальные ганглии помогают концентрировать внимание, запоминать то, что мы переживаем. Сами базальные ганглии посылают импульсы нейронам, заставляя их постоянно выделять нейротрофический фактор, тем самым принимая участие в процессе дифференциации карты мозга.

Завершает первый период развития коры. Когда поля карты мозга достаточно сформированы и дифференцированы, происходит мощный выброс нейротрофического фактора, что включает отрицательную обратную связь – базальные ганглии прекращают активную стимуляцию нейронов на выработку нейротрофического фактора. Постепенно уровень нейротрофического фактора снижается настолько, что происходит остановка процесса дифференциации и закрепление существующих связей в коре. Так заканчивается первый период развития головного мозга – волшебная эпоха обучения, не требующего усилий. В дальнейшем базальные ганглии могут быть активированы только при появлении чего-то важного, необычного или нового, или, когда мы делаем особое усилие для концентрации внимания.

Принцип действия нейротрофического фактора в первый период развития коры помогает понять, как формируется синдром детского аутизма.

Нейроны, вырабатывая нейротрофический фактор, активируют базальные ганглии. Они, в свою очередь, заставляют нейроны высвобождать нейротрофический фактор. Круг замыкается положительной обратной связью. Но кроме нейронов на базальные ганглии также могут воздействовать и нейромедиаторы, способные вызывать как возбуждение так и торможение базальных ганглиев. Один из тормозных медиаторов – серотонин. Он вырабатывается определенными группами нейронов но, в то же время, серотонин вырабатываться и соматическими клетками, в частности клетками кишечника. Серотонин, наряду с гистамином, является медиатором воспалительной реакции (в том числе и аллергической).

Аутичные дети часто страдают аллергическими заболеваниями (пищевая аллергия, полиноз, бронхиальная астма, атопический дерматит) и различными диспепсиями. Серотонин, вырабатываемый соматическими клетками, не может проникать в мозг через гематоэнцефалический барьер, но его уровень связан с уровнем серотонина, синтезируемого нейронами непосредственно в мозге. Исследования, проведенные с участием взрослых и детей с аутизмом, показали, что у них был повышен уровень серотонина в крови и одновременно снижен уровень серотонина в спинномозговой жидкости (жидкости, омывающей головной и спинной мозг). Если какой – либо агент постоянно сенсибилизирует организм, повышая уровень серотонина в крови, то тем самым, по механизму отрицательной обратной связи, он снижает уровень серотонина в головном мозге. Это приводит к растормаживанию базальных ганглиев, они возбуждают нейроны и способствуют преждевременному высвобождению огромного количества нейротрофического фактора. Вместо закрепления важных связей происходит закрепление всех связей и преждевременное завершение первого периода. Ребенок остается с множеством недифференцированных полей мозга, происходит остановка развития.

Сохранение многочисленных недифференцированных полей в мозге является причиной возникновения у детей таких характерных для аутизма черт как гиперчувствительность к звукам (когда ребенок слышит звук определенной частоты, у него происходит активация всей слуховой коры), к прикосновениям, яркому свету, вкусу или консистенции пищи.

Становится понятна и высокая частота случаев эпилепсии у детей – аутистов, и то, почему у разных детей определяется разная глубина аутизма: чем раньше произошло завершение первого периода развития, тем менее дифференцированы корковые поля, и тем глубже аутизм. Это также объясняет причины большего размера мозга у детей-аутистов – нейротрофический фактор увеличивает жировую оболочку (миелин) вокруг нейронов, т.е. мозг увеличен за счет белого вещества, а количество клеток (серого вещества) снижено. Итак, к 2-2,5 годам ребенок с аутизмом остается с частично сформированной корой.

Читайте также:
Особые ситуации грудного вскармливания

Так как процесс формирования корковых полей в различных областях мозга идет с разной скоростью, то при преждевременном завершении первого периода у ребенка формируется мозаичный интеллект.

Следующий важный тезис: мы уже говорили, что катастрофа раннего детского аутизма (РДА) происходит в возрасте от 1,5 до 2,5-3 лет, когда у ребенка наиболее развитым остается правое полушарие. На этом этапе развития дети не способны работать в группе. Каждый сам по себе. Они не заводят друзей, не умеют делиться (отнимают друг и друга игрушки, дерутся). А поскольку ребенок с аутизмом остается на этом уровне развития и в дальнейшем, он не развивает коммуникативные и социальные навыки в течение времени. Пребывание его в коллективе ничего не меняет, так как он остановился не на том уровне развития.

Роль мозжечка в развитии аутизма

Мозжечок расположен в задней черепной ямке, является интегрирующим органом. У мозжечка много связей: с фронтальной корой, с подкорковыми (базальными), вестибулярными и вегетативными ядрами, со спинным мозгом. Главные нейроны мозжечка, составляющие более 50% от всех нейронов мозга – клетки Пуркинье. Мозжечок работает в единой системе с префронтальной корой и таламусом. Префронтальная кора, таламус, мозжечок активизируются одновременно.

Основные функции мозжечка

Регуляция мышечного тонуса и согласование работы мышц-антагонистов.

Подготовка мышц к двигательному акту. Мозжечок делает двигательный акт возможным, движения точными и плавными. Таким образом, мозжечок действует на все скелетные мышцы (в том числе мимические и мышцы, участвующие в голосообразовании). При правильной работе мозжечка наше лицо эмоционально и подвижно, речь плавная, а голос хорошо модулирован.

Хранилище процедурной памяти: память о том, как выполнять различные действия (езда на велосипеде, катание на коньках, игра на скрипке). Раз научившись, мы умеем это делать всю жизнь.

Обеспечение моторного обучения – процесс улучшения моторных навыков, точности и плавности движений. Этот тип обучения необходим для развития речи, спортивных игр, игры на музыкальных инструментах, лазания по деревьям, плавания.

Обеспечение динамических процессов ходьбы, сохранения равновесия и стояния (постуральные рефлексы).

Обеспечение динамической интегративной организации психической деятельности: мозжечок обеспечивает быстрое, плавное и последовательное выполнение психических функций, прежде всего мышления. При поражении мозжечка развивается «дисметрия мышления», нарушается последовательность и согласованность исполнения когнитивных операций. Из-за этого страдают генерация идей, формирование гипотез.

Автоматизация «двигательных актов» и высших корковых функций

При аутизме выявляется уменьшение количества клеток Пуркинье, что приводит к ухудшению исполнения всех перечисленных функций:

нарушается мышечный тонус – движение не точные, дети неуклюжие, часто падают, мимика бедная, речь монотонная, дизартричная, голос не модулирован;

снижается моторное обучение – не умеют бегать, прыгать, ловить мяч, ездить на велосипеде;

нарушается чувство равновесия – ходят на пальчиках, раскачиваются (попытка компенсировать);

нарушается динамический строй речи (не могут устанавливать причинно-следственные связи между словами в предложении);

нарушается связанность мышления – при разговоре дети перескакивают с одного на другое, не могут делать выводы;

нарушается автоматизация процессов – снижается темп выполнения заданий.

У детей с синдромом аутизма, особенно при низком общем интеллекте, иногда формируется синдром Саванта. Что это такое? Дело в том, что существует 4 вида нейропластичности (по Гофману):

Читайте также:
Музыкальная игра для детей дошкольного возраста описание игры, видео

«расширение карты» – происходит на границах между областями в результате повседневной деятельности.

сенсорное перераспределение» – происходит при блокировке одного из видов чувствительности, как это бывает у слепых. Зрительная кора становится тактильной, и они «видят руками».

«компенсаторная замена» – достижение цели иными способами. Например: вместо чтения книг прослушивание аудиозаписей.

«захват зеркальной области» – захват симметричной области в другом полушарии, когда основная область не справляется со своей задачей

Как уже говорилось, при аутизме у ребенка формируется мозаичный интеллект. Если какая-то функция развита сильнее остальных, то ребенок будет стремиться использовать только эту функцию (стереотипное поведение). Зона коры головного мозга, отвечающая за эту функцию, постепенно будет увеличиваться путем «расширения карты» за счет окружающих бездействующих зон. А таких зон много, так как процесс дифференциации не был завершен. Получается «островок гениальности» на фоне общего низкого интеллекта. Но те зоны, которые были захвачены, уже не будут выполнять свои изначальные функции. Этот мозг никогда не будет учиться новому. Синдром Саванта это что-то вроде крайней степени стереотипного поведения. И для аутичного ребенка это не плюс, а огромный минус.

У детей с аутизмом при осмотре оценивают две группы симптомов

Оценивая самообслуживание, анализируется степень развития правого полушария.

Речь это глобальная высшая корковая функция, которая затрагивает оба полушария и мозжечок. Но основные речевые центры находятся в левом полушарии (у правшей): центр Вернике, центр Брока, центр чтения, центр письма и т. д. Оценивая речь, мы можем оценить, в первую очередь, развитие левого полушария. Нарушение самообслуживания, недоразвитие речевой функции и нарушение мозжечковой функции – вот основные симптомы аутизма.

Мозг пластичен всю жизнь. Всю жизнь наш мозг изменяется под воздействием окружающей среды. В книге «Мозг, мышление и поведение» нейрофизиологи Флойд, Блум и Лазерсон пишут: «опыт (например, обучение) может вызвать физические изменения в мозге».

Следовательно, понятие «коррекционный возраст» т.е. возраст, ограничивающий время развития мозга, не точно отражает реальную картину. Гораздо точнее понятие «критические периоды», т.е. периоды, в которые происходит перестройка мозга и воздействие на мозг облегчается.

Один из критических периодов – подростковый возраст. В это время для развития мозга создаются благоприятные условия: стероидные гормоны вырабатываются в большом количестве, что приводит к усилению синтеза белка, увеличению размеров головного мозга, перераспределению его функций (замена игровой деятельности учебным процессом). Многие дети в этот период начинают лучше учиться.

Родителям важно понять, что нельзя останавливаться на достигнутом после того, как ребенок перерос «коррекционный возраст» (10-12 лет). Наоборот, в пубертатный период природа дает этим детям еще один шанс и он должен быть использован.

Каким же образом обучение приводит к развитию мозга?

Существует такое выражение: «нервные клетки не восстанавливаются». Это не так. Действительно, нейроны не способны к делению, но мы же не живем всю жизнь с одними и теми же клетками. А если случилась катастрофа (инсульт, черепно-мозговая травма) и происходит массовая гибель нейронов? Ведь после травмы функции мозга постепенно восстанавливаются. Но восстанавливаются только те функции, которые восстанавливают.

С момента рождения и до смерти в головном мозге существуют нейрональные стволовые клетки. Они постоянно делятся и дифференцируются: в нейроны, клетки нейроглии, клетки Пуркинье. Их путь дифференцировки определяется потребностью. Мы говорили, что у детей-аутистов размеры мозга больше, чем у нейротипиков. Но этот размер достигается за счет белого вещества, количество нейронов и клеток Пуркинье у них снижено.

Читайте также:
Пальчиковая гимнастика занимаемся и поем видео

Формирование новой функции путем обучения создает потребность в определенных клетках. Стволовые клетки будут дифференцироваться так, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Например, когда вы учитесь езде на велосипеде, стволовые клетки будут дифференцироваться в клетки Пуркинье. И их будет все больше до тех пор, пока сохраняется потребность в усилении этой функции мозжечка. А у клеток Пуркинье кроме моторного обучения есть и другие функции, и эти функции тоже появятся в процессе дифференциации.

Итак, дети с синдромом РДА не безнадежные инвалиды, они могут и должны развиваться и учиться.

Но они не могут это делать сами, их надо всему учить.

Прежде чем начинать учить, необходима подготовка

1. Нужно создать мозгу ребенка благоприятные условия: определить и исключить все аллергены из окружающей ребенка среды и пищи. Это приведет к снижению уровня периферического серотонина и повышению мозгового серотонина. А от него зависит количество нейротрофического фактора и, следовательно, глубина пластических изменений в мозге.

Вместе с этим вы избавитесь от диспепсии и, хотя бы частично, от сопутствующих аллергических заболеваний.

2. Трезво определить неврологический возраст ребенка. Если ребенок 7-ми лет ест руками, ходит в памперсе, не может сам одеться и раздеться, то его неврологический возраст соответствует одному году. Учить с ним буквы и цифры в таком случае преждевременно. Начинать обучение нужно с того момента на, котором ребенок остановился, и проходить последовательно все этапы нормального развития. Сначала правополушарное развитие: «как одеться?», «как держать ложку?», «как играть?». Развиваем Самообслуживание и мелкую моторику.

3. Как можно раньше начать моторное обучение: качели, карусели, игры с мячом, батут, ролики, самокат, плавание, кувырки, езда на велосипеде.

И только тогда, когда ребенок достигнет неврологического возраста 6-7 лет, можно приступать к школьному обучению. Иначе навыки не будут закрепляться, ребенок будет все забывать.

На занятия с ребенком в день уходит примерно 8 часов. Без выходных, праздников и каникул. Непрерывность занятий необходима для того, чтобы постоянно стимулировать базальные ганглии. Они будут стимулировать нейроны вырабатывать нейротрофический фактор мозга. А он вызовет в мозге пластические изменения.

Следующий принцип – задания должны постоянно обновляться. Во-первых, для того, чтобы поддерживать внимание, а во-вторых, чтобы ребенок не повторял постоянно то, что он уже умеет, и не закреплял этим стереотипные действия.

Задания должны постепенно и постоянно усложняться.

Занятия должны быть комплексными: одновременно давать упражнения для развития правого полушария, левого и мозжечка. Но, при этом занятия должны соответствовать неврологическому возрасту ребенка.

Ниже приведен примерный список обучающих игр и игрушек, разбитый по категориям.

Развивают артикуляцию речи через развитие мелкой моторики (мелкая моторика способствует развитию артикуляции т.к. центры движения кисти и артикуляции речи находятся рядом):

Причины

Чтобы понять, вылечивается ли расстройство, уточняются его источники, что с аутизмом у детей пока невозможно, так как до сих не установлены точные причины возникновения этого психического отклонения от нормы.

Статистически выявлены факторы, достоверно повышающие вероятность развития патологии:

    . Если у предков по любой линии отмечались признаки аутических расстройств, то малыш может их унаследовать. Нередко патология проявляется выраженней, в сравнении с предыдущими поколениями [1].

Аутизм может появиться в семье здоровых людей

  1. ДЦП – детский церебральный паралич может возникать вследствие поражения тех участков мозга, которые отвечают за аутические черты.
  2. Ожирение или проблемы с обменов веществ матери в период беременности.
  3. Кислородное голодание плода в последние дни беременности или при родах.
  4. Перенесенные мамой вирусные или бактериальные инфекции заболевания в периоде вынашивания.
Читайте также:
Занятия в бассейне для детей полутора-двух лет

С уверенностью определить, что именно способствовало развитию отклонения, бывает невозможно даже после широкого обследования. Поэтому и считается, что аутизм не лечится полностью из-за неустановленных причин возникновения.

Если ваш ребенок замкнутый, не значит, что он с аутизмом! Психолог о детской психике

Живого общения между родителями и детьми сегодня меньше. Многие малыши позже начинают разговаривать, другие не умеют общаться со сверстниками. Когда стоит переживать и вести сына или дочь к специалисту, а когда — отпустить ситуацию и просто любить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Акулова.

О том, когда стоит «бить» тревогу

— Чаще всего родители «бьют тревогу» и спешат к специалисту, когда речь ребенка развивается не по возрасту или не развивается вовсе, а также когда ребенок проявляет «сложности» в поведении.

Безусловно, на наших детей влияет то, что мы в целом стали меньше разговаривать и общаться с ними. Интерактивные игрушки, социальные сети, интернет и мультфильмы заменили живое общение. Мы мало читаем вместе с малышами и не обсуждаем прочитанное. Это сказывается косвенно на интеллектуальном развитии всего поколения. Но если у ребенка есть неврологические проблемы, те или иные задержки в развитии, такой стиль воспитания для него может оказаться фатальным: это усугубит уже имеющиеся нарушения.

И если с запросами о проблемном поведении, интеллектуальных нарушениях родители приходят чаще в более раннем возрасте ребенка, то с запросами о пассивности, отстраненности ребенка от близких контактов и сверстников обращаются значительно позже — в школьном возрасте.

Агрессивное или эмоционально неуравновешенное поведение ребенка, нарушение сна, «застревание» в аффекте и многое другое может быть как следствием обстановки и атмосферы, в которой малыш живет, так и маркером проблем неврологического характера. Поэтому нужна очная консультация ребенка не только с психологом, но и с врачом.

Ребенок может перестать развиваться из-за отношений в семье?

Специалист объясняет, что при любом из подобных состояний вначале необходимо исключить медицинскую составляющую.

Например, неврологические, генетические проблемы, пре- и постнатальные повреждения нервной системы, эндокринные, сердечно-сосудистые нарушения и даже нарушения в работе дыхательной системы в той или иной степени способны повлиять на общее развитие ребенка.

Елена говорит, что за все годы работы с детьми в семьях у нее было всего 2 таких случая. Первый, когда ребенок рос в обстановке, где главным был алкоголь. Малышу на тот момент было 3 года, и круглые сутки он находился в игровом манеже, его могли забыть покормить, не переодевали памперс. О том, чтобы с ним общались взрослые, и речи не шло. После изъятия ребенка из семьи и обеспечения должного ухода и общения, он начал быстро догонять по развитию своих сверстников.

Второй случай был менее тяжелым, однако на состоянии ребенка в значительной степени сказалось серьезное психическое заболевание матери. Именно с ней он проводил большую часть времени.

— Энергия развития в каждом ребенке настолько сильна, что ищет и пробивает себе дорогу даже в эмоционально неблагоприятной среде: как росток пробивается сквозь асфальт. Если мозг ребенка не развивается или развивается не должным образом, как правило, на это есть более весомые причины, чем просто обстановка в семье.

Читайте также:
Плавательный бассейн для детей как выбрать

— А как же распространенное суждение о том, что «холодная мать» всему виной?

— Такая теория действительно была популярна в середине прошлого века, однако не нашла научного подтверждения. Ее отголоски до сих пор ранят родителей.

Сейчас за рубежом широко популярна теория нейроаффективного развития, которая основывается на последних исследованиях нейробиологии. Эти исследования побудили пересмотреть многие педагогические модели. Оказалось, что эмоции играют ведущую роль в развитии мозга, даже влияют на формирование тех или иных его отделов и нейронных связей. Но это не значит, что в аутизме виновно «плохое эмоциональное отношение». Оно может только усугубить существующую проблему. Хорошая новость в том, что, исцеляя отношения родителей с ребенком и помогая формированию здоровой привязанности, мы поддерживаем мозг в биологическом развитии, даже если изначально имели место те или иные повреждающие факторы.

Что касается аутизма, то на сегодня выявлено и описано более 200 генетических мутаций, связанных с теми или иными симптомами аутистических нарушений. И все они первичны, то есть их нет у родителей. На данном этапе зарубежные специалисты занимаются более детальным изучением данных мутаций и их влияния на организм носителя.

Аутизм — не болезнь, а пожизненное особое состояние нервной системы

— Аутизм — не заболевание, поскольку заболевание имеет начало, течение и завершение. Аутизм — пожизненное особое состояние нервной системы, об этом свидетельствуют многие описания взрослых людей с аутизмом.

При этом аутистические проявления настолько разнообразны, что до сих пор нет единой картины клинического диагноза, до сих пор корректируются и уточняются диагностические критерии, и это вводит в заблуждение многих родителей. А также порождает множество мифов, которыми окружен диагноз «аутизм». Мифы рождаются там, где человек сталкивается с непонятным для него и пугающим. Наш мозг пытается как можно быстрее «рационализировать»: придумать причину.

Такие мифы, несмотря на свою токсичность, играют для горюющего важную психологическую роль — не дают мозгу «взорваться» от горя. Этим объясняется их живучесть, несмотря на различные научные опровержения. На этапе торга нам кажется, что мы приняли уже факт болезни, но на самом деле гонимся за чудесным исцелением, легко соглашаясь на мошеннические или сомнительные лечебные эксперименты. И когда нам кажется, что мы заботимся о близком больном, на самом деле мы заботимся о себе, потому что нам не хватает сил на принятие ситуации, как она есть. Важно это понимать, чтобы не быть фанатично слепым и жестоким экспериментатором по отношению к своим близким, тем более, детям.

Прежде чем приписывать диагнозы, следует обратить внимание на себя

Специалист говорит, что сейчас все чаще встречаются случаи «гипердиагностики» родителями своего ребенка. Такие мамы и папы уже приходят с диагнозом, который нашли в интернете.

— Важно не забывать: все детки разные. Точно так же, как и мы, взрослые, в значительной мере отличаемся друг от друга по темпераменту, характеру, биоритмам, эмоциональности и многим другим признакам.

Если родители знают о своей мнительности, то нельзя позволять себе сравнивать ребенка с другими. Это не рекомендуется делать с любым малышом. Когда речь идет о родительских страхах — лучше разбираться с ними на приеме у психолога, чтобы понять, какая часть из них обоснована, а какая — нет. Не стоит мучить ребенка своими фантазиями и находить у него болезни посредством интернета.

Читайте также:
Радионяня или видеоняня?

О том, как правильно вести себя родителям

— В моем понимании самое важное — это любовь. Ее важный ингредиент — принятие, то есть понимание наших отличий и индивидуальности, принятие того, что выросший ребенок пойдет жить свою, не похожую на нашу, жизнь. Любовь к нему тогда, когда он не прав, ошибся или обидел, нарушил дозволенное — даже когда ругаем или ограничиваем. За этим важно не забывать, что мы его любим, он наш близкий человек. Родителям стоит понимать, ребенок — не центр вселенной. Задача мамы и папы — вырастить малыша таким, чтобы он не нуждался в них.

Важно развивать коммуникативные навыки. Это багаж, который пригодится в любой отрасли работы и в сфере человеческой жизни. Он помогает договариваться, улаживать конфликты и находить поддержку. Чтобы развить эти навыки, нужно начинать с себя самих.

— Необходимо соблюдать баланс: чтобы вы оставались для сына или дочери психически устойчивой, надежной и доступной фигурой родителя. В то же время желательно иметь свою интересную жизнь, в которой вы занимаетесь совершенно другими делами, далекими от семьи и воспитания. Перекосы в сторону гиперопеки или игнорирования ребенка создают фундамент для невротизации сына или дочери и отношений с родителями.

И еще: парадокс воспитания заключается в том, что мы не можем никого воспитать на самом деле. Мы можем воспитывать себя, работать над собой, делать это с удовольствием, тогда и ребенок возьмет от нас лучшее.

Симптомы аутизма можно разделить на три группы

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отсутствие интереса к другим людям
  • отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
  • низкий уровень интереса
  • отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
  • ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
  • отсутствие реакции при обращении к нему по имени
  • отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
  • проявление сопротивления при объятьях
  • нарушения в сфере коммуникации
  • избегание контакта «глаза в глаза»
  • эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
  • могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации

Нарушение в сфере коммуникации:

  • аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
  • однообразие игр и интересов
  • присутствием навязчивых движений

«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»

Проявление нарушений действий:

  • продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
  • раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
  • отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
  • желание есть несъедобное
  • хождение на цыпочках
  • нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
  • повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
  • неприятие нового и незнакомого
  • неприятие прикосновений, объятий
  • самоповреждение
  • отсутствие ощущения опасности
  • нарушение сна
  • особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов

Признаки аутизма у малышей

Расстройство аутического спектра, широко известное как аутизм, относится к группе сложных расстройств, которые влияют на развитие мозга.

Эти расстройства имеют различную степень, в зависимости от трудности вербальной/невербальной коммуникации, социального взаимодействия,

повторяющегося поведения. Большинство родителей не замечают признаки аутизма, потому что даже не хотят думать об этом. Тем не менее,

«поймав» аутизм в возрасте до 18 месяцев, вы можете внести существенную разницу в развитие ребенка.

Если заметить аутизм в младенчестве, то лечение становится относительно легким, ибо молодой мозг более чутко реагирует на подходы врачей.

Читайте также:
Чем занять детей разного возраста: мамины секреты

К сожалению, хотя большинство симптомов заметны в возрасте от 12 до 18 месяцев, диагностировать аутизм трудно вплоть до 24 месяцев.

Ранее обнаружение аутизма (до 18 месяцев) повышает шансы «перенастройки» мозга и дает возможность, в том числе, полностью изменить симптомы.

На что обращать внимание?

Важно отметить, что вы не должны искать признаки аномалий, но вы должны замечать отсутствие нормального поведения. Большинство родителей

игнорирует тихих и нетребовательных детей, думая об этом как о благе. Тем не менее, если это часто признак аутизма. Другими признаками может

быть отсутствие реакции на объятия, отсутствие зрительного контакта.

Вот некоторые дополнительные признаки аутизма у малышей:

• Не улыбаются, когда им улыбаются
• Не демонстрируют ответ на свое имя
• Не следуют за объектами глазами
• Не используют жесты для общения
• Не производят шум, чтобы привлечь внимание
• Не имитируют ваше выражение лица или движения
• Не проявляют интерес к игре с другими
• Не делают основные запросы и не просят помощи

Обязательно посетите педиатра, если вы заметили следующие задержки:

• к 6 месяцам ребенок не проявляет никаких радостных выражений, например, улыбки
• к 9 месяцам ребенок не обменивается улыбками, звуками или любыми выражениями лица
• к 12 месяцам ребенок не пытается как-нибудь говорить, не делает жесты, не размахивает руками и т.п.
• к 16 месяца не произнес ни слова
• к 24 месяцам не делает поделки, не способен сказать фразы из двух слов

Вот норма для развития ребенка, отстранение от которой может означать проблемы:

В 3 месяца: ребенок показывает социальную улыбку; поднимает грудь и голову, пока лежит на животе; пытается общаться (не словами, но своими способами); трясет и хватает игрушки и другие предметы; тянет руки в рот; реагирует на голоса близких; имитирует звуки; поворачивает голову на звуки; следует глазами и головой за объектами.

В 7 месяцев: проявляет интерес к социальной игре; отзывается на свое имя; пытается дотянуться до объектов в поле своего зрения; проявляет интерес к зеркалу; сидит (с поддержкой руками, позже без нее); пытается перенести объект из одной руки в другую; переворачивается; начинает понимать слово «нет».

В 12 месяцев: плачет, когда мама или папа уходят; чувствует беспокойство при незнакомых; повторяет жесты и звуки для привлечения внимания; проявляет интерес к имитации других людей; может найти спрятанные объекты; понимает, как использовать объекты; может трясти головой; говорит первые слова (мама, папа или аналоги, вроде мами и папи); учится имитировать слова и использовать интонацию; пытается ходить с определенной помощью; отлично взаимодействует с объектами (держит, ударяет, кладет и т.п.).

В 24 месяца: имитирует поведение взрослых; чувствует бодрость в компании других; проявляет большую независимость; проявляет дерзость; может находить объекты и сортировать их; указывает на картинки и объекты, когда их называют; произносит слова и часто простые фразы; понимает простые инструкции; способен ходить без посторонней помощи.

В 36 месяцев ребенок: имитирует друзей; проявляет симпатии; может ждать своего времени (например, своего хода в игре); понимает, что принадлежит ему, а что нет; может находиться где-то без присутствия родителей и близких (например, в детском саду); проявляет много новых эмоций; начинает играть с механическими игрушками; может собрать паззл из нескольких кусочков; может составить небольшое предложение; может назвать свой возраст, свое имя и свой пол.

Читайте также:
Лечение анемии у детей до года

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (M-CHAT-R™)

Этот опросник предназначен для детей в возрасте 16–30 месяцев. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о вашем ребенке. Подумайте о том, как обычно он/она ведет себя. Если ваш ребенок более старшего возраста, пожалуйста, постарайтесь вспомнить его/ее поведение в этом возрасте. Если вы наблюдали у него/нее подобное поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, отвечайте «нет». Если результат одного из опросников указывает на риск аутизма, а другого — нет, мы все равно рекомендуем проконсультироваться у специалиста.

1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? Пример: если вы показываете на игрушку или животное, он посмотрит на игрушку или животное. Да Нет

2. Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? Да Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетноролевые игры? Пример: он притворяется, что пьет из пустой чашки; делает вид, что говорит по телефону; понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку. Да Нет

4. Ребенку нравится забираться на различные предметы? Пример: любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки. Да Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? Пример: перебирает пальцами около глаз.

6. Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться. Да Нет

7. Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? Пример: показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге. Да Нет

Читайте также:
Как научиться кататься на роликах детям, видео урок для начинающих

8. Ребенок интересуется другими детьми? Пример: наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним. Да Нет

9. Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? Пример: показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку. Да Нет

10. Ребенок отзывается на свое имя? Пример: он смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени. Да Нет

11. Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ? Да Нет

12. Ребенка расстраивают обычные звуки? Пример: он начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка. Да Нет

13. Ребенок умеет ходить? Да Нет

14. Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? Да Нет

15. Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? Пример: машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки. Да Нет

16. Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? Да Нет

17. Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? Пример: смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня». Да Нет

18. Ребенок понимает то, что вы ему говорите? Пример: если вы не будете ничего показывать руками, он поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло». Да Нет

19. Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? Пример: услышав странный или непривычный звук или увидев новую игрушку, он смотрит на ваше лицо. Да Нет

20. Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? Пример: когда его качают на качелях или раскачивают на коленях. Да Нет

Алгоритм подсчета результатов:

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 5, 12 и за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 4, 6-11, 13-20 начислите себе по 1 баллу.

Низкий риск: 0–2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока не требуется.

Средний риск: 3–7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение — идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: 7–20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления явных симптомов у ребенка наблюдаться вызывающие тревогу особенности поведения. Пожалуйста, подумайте о том, как обычно ведет себя ваш ребенок, и ответьте на следующие вопросы.

  • Нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам. Да Нет
  • Нет фразовой речи (то есть сочетания из двух и более слов) к 24 месяцам. Да Нет
  • Потерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте. Да Нет

Если вы отметили какие-либо из указанных особенностей у своего ребенка, пожалуйста, обратитесь к специалисту за консультацией

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: