Воспитание детей: духовный взгляд на проблему

Воспитание детейМногие не согласны, что воспитание детей и их духовный взгляд надо держать под контролем. Лучше оставить малышей в покое, пусть сами определяются с религиозными предпочтениями и нравственными нормативами. Есть и те родители в нашем обществе, которые воспринимают воспитание детей и их духовный взгляд, как важную составляющую своей жизни, даже особенную миссию сделать детей нравственней и чище в душе. Взгляды разные, а вот какой из них правильный, решать только родителям на семейном совете.

Воспитание детей и духовный взгляд

Воспитание и жизнь семьи – обычно, это два неразделимых понятия, ведь ребенок находится в семье, берет пример с взрослых, наблюдает за окружающим миром и делает соответствующие выводы. Происходят регулярно назидательные или непринужденные беседы, и в этом общении скрыт главный инструмент воздействия на малыша. На многократных повторениях правильных мыслей и мудрых советов базируется духовное воспитание детей. Обычно сыновья и дочери являются зеркальным отражением своих родственников, разделяют большинство взглядов, религиозные убеждения, но это только в том случае, когда в семье царит мир, понимание и согласие. А если имеется душевный «раскол», тогда практически невозможно правильно воплотить духовно нравственное воспитание детей. Помешает ненависть и непонимание в семье! А это две разрушающие силы ячейки общества.

Когда начинать нравственное воспитание?

Бесспорно, с рождения малыша. Почему? Во-первых, чтобы не пропустить важные переломные моменты в становлении личности. Все знают о «кризисе трех лет», «предшкольных капризах», «сложном подростковом периоде». Во-вторых, стоит строго придерживаться одной линии воспитания. Не стоит «менять коней на переправе. И если процесс будет базироваться на прочных принципах и строгих справедливых правилах, то успех обеспечен.

Раннее духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста проявляется в заботе, теплых беседах и взаимопомощи, любви всех домочадцев. И не надо вводить исключения в отношения. Всегда помните о короткой притче Льва Николаевича Толстого, которая повествует о старом дедушке и внуке. В сюжетной линии красной лентой проходит идея о том, что надо уважать каждого члена семьи, и не важно, сколько ему лет, хорошее ли у него здоровье. В притче рассказывается о сыне и невестке, которым надоел их старый отец. Их раздражали его неуверенные и шаткие шаги, слабость зрения и слуха, отсутствие зубов. Ведь когда он садился за стол, то у него текло изо рта. И вот такого безобразия они решили избавиться. Первоначально решили старика кормить за печкой. Но однажды он до места «кормежки» не донес свою чашу и разбил. Тогда возмущенная невестка грозно прокричала, что теперь будет кормить старого отца только из деревянной лоханки, как наказание за разбитую посуду.

А вот через несколько дней они заметили, что их малолетний сын сидит в углу и что-то мастерит. А когда родители поинтересовались, что он делает, он сообщил невозмутимо, что деревянную лоханку, ведь вы, мама и папа, скоро станете старыми, поэтому придется кормить так же за печкой из лохани.

Не трудно предугадать мысли родителей, их угрызения совести за содеянное со старым отцом, а также страх о своей будущей жизни, а точнее беспомощной старости. В этой литературной семье духовно нравственное воспитание детей и молодежи шло неправильным путем, и все потому, что родители преподнесли негативный пример своему малолетнему чаду.

Методы нравственного воспитания

  1. Чтение художественной литературы. Внимательные мамы очень любят читать книжки своим любопытным малышам. Читают, общаются, обсуждают важные повороты событий. И в таком процессе можно узнать мнение малыша, привить ему «правильные» мысли, научить их различать понятия: «хорошо», «плохо».
  2. Театральные представления. Придумывайте со своими дошкольниками мини-сценарии, учите ребенка вживаться в роль, передавать мысли и настроения. В дополнение к артистизму в этом случае реально развить и следующие нравственные нормы: сопереживание, толерантность. Вживаться в роль в детстве несложно. Во-первых, в этом возрасте детишки и так являются «копирками», «подражателями». Им любопытно наблюдать за людьми, повторять за ними фразы, жесты, манеры. Во-вторых, у малыша появится возможность примерять сценический костюм. А они любят все новое и интересное. Поэтому, уважаемые мамы и папы, не ленитесь, и подбирайте не только сценические диалоги, но и берите в аренду или изготавливайте сами театральные костюмы.
  3. Наблюдение. Так уж случается, что мы многое в жизни замечаем, и взрослым все уже понятно, а вот дошколятам нужны пояснения, чтобы их мысли шли в нужном русле. Проявляется духовно нравственное воспитание детей в семье в правильных и понятных комментариях о событиях окружающей среды. Надо давать оценки поступкам людей, поясняя, почему это было плохо, а это – хорошо. Дошколята еще доверчивы, поэтому родители не должны упустить момента, пока их сын или дочь еще слышат морали и поучения, а не фильтруют и отбрасывают, как это бывает в подростковом возрасте.

Духовное воспитание детей в школе

В школьной программе нет специальных уроков духовного и нравственного воспитания. Данная кропотливая работа, скорее всего, возложена на учителей-предметников: преподавателей литературы и истории. Во-первых, удачно подобранные тексты в учебниках знакомят детей не только с шедеврами писателей-классиков, современником, но и создают проблемные жизненные ситуации, которые на уроке можно обсудить и даже бурно подискутировать. О чем говорят дети в школе?

  • о добре и зле;
  • о дружбе и предательстве;
  • о правде и лжи;
  • о красоте и уродстве;
  •  о смелости и трусости.

И бывают такие яркие произведения, что трудно остаться равнодушным. Чего стоит произведение Сухомлинского о «Наседке и цыплятах», повествующее о том, как в ясный день наседка вывела цыплят на лужайку, а когда налетела буря, и пошел порывистый дождь, то все малыши спрятались под крылом матери. А когда снова засияло солнце, то цыплята выскочили и пошли играться с каплями росы, и только один из них остановился и обратил внимание, на поврежденное крыло матери, ее мокрые перья и дрожь всего тела, и осознал силу материнской любви и искреннего самопожертвования во имя деток.

В старших классах нравственные темы усложняются. Уже говорят о проблемах отцов и детей, преступления и наказания, веры и атеизма.

Уже в подростковом возрасте начинаются беседы о религии, но в этот период нетрудно наткнуться на проявление атеизма, и все потому, что в этом возрасте дети не очень ценят свою жизнь. Не готовы поверить как должное. Родители будьте осторожны, не навязывайте религиозные воззрения, просто живите и показываете положительные пример, рассказываете о истории религий всего мира, о семейных традициях и о героях своего рода.

Таким образом, нравственно воспитать малыша пытаются и в семье, и в школе. Но если беседы не будут сопровождаться примером, надлежащим поведением взрослых, то ничего не получиться. Лицемерие станет править миром, когда все будут говорить о высоком, а делать низменные и подлые делая, оправдывая свои темные и аморальные поступки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =