Воспитание детей школьного возраста

воспитание детей школьного возрастаПроцесс взросления детей – это не только большая радость для родителей, но и не меньшая ответственность. В первую очередь, воспитание детей школьного возраста – это постоянный процесс обучения самих родителей, самоконтроля и контроля за поведением отпрысков. Обычным явлением в семейном воспитании на данный момент являются крайности – либо отпускание развития на самотек, либо чрезмерный контроль за всеми действиями развивающегося человека. И складывается личность не за один год, а лишь при планомерном и правильном использовании собственного накопленного опыта, ведь дети никогда не были взрослыми, а взрослые когда-то были детьми.

Первые шаги – просто и сложно

Родители в первую очередь должны осознавать, что воспитание детей младшего дошкольного возраста будет существенно отличаться от последующего перехода к относительно «взрослой» жизни – детский сад и школа налагают ответственность не только на родственников, но и на воспитателей и педагогов, однако полностью уходить от процесса не следует. Как правило, в первые годы жизни дети только-только начинают осознавать себя как личность, приучаться к выполнению каких-либо минимальных домашних дел, однако практически все воспитание будет сводиться к выполнению функций контроля за здоровьем, обеспечением безопасности и развитием мышечной системы.

Воспитательный процесс
Воспитательный процесс

Причина довольно проста — в возрасте до двух лет детвора может выполнять лишь несложные действия, мышечная активность сводится сначала к массажным движениям, а с развитием, началом самостоятельного передвижения и началом разговорной деятельности дети начинают подражать действием взрослых, играть со сверстниками и другой детворой. Именно в этот момент необходимо не упустить момент превращения игрового процесса (именно так это воспринимается) во вполне осознанные действия. Вполне удачным вариантом будет возложить ответственность за свои действия – таким образом начинается воспитательный процессу самых меньших.

Детский сад и семья – основа воспитания в дошкольном возрасте

За долгие годы развития педагогического искусства сформировались базовые принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, успешное применение которых позволит сформировать личность будущего человека, его умение жить и сотрудничать с членами семьи и коллектива, в котором он находится.

Основной проблемой воспитательного периода дошкольников можно смело назвать уменьшение количества уделяемого внимания со стороны матери. Причина достаточно тривиальна – далеко не все современные семьи могут позволить себе оставить маму дома до достижения ребенком 6 лет. В большинстве случаев уже к трем годам мама выходит на работу, бабушки рядом нет (да и не все современные бабушки соглашаются проводить столько времени с малышом), а нанять няню – нет средств. Естественно, что единственный выход – это отдать ребенка в детский сад, где его будут ожидать новые трудности.

Ребёнок и мама
Ребёнок и мама

Учитывая то, что до 2 лет у детей только начинают формироваться не только навыки моторики, разговорной речи, но и общения со сверстниками, переход от теплой домашней обстановки к коллективу должен проходить постепенно. Собственно говоря, так обычно все и протекает – сначала малыша или малышку отводят в дошкольное учреждение на час-два, потом на полдня, потом оставляют на целый день. Обязательно следует уделить внимание тому, как отпрыск реагирует на коллектив, поскольку именно в этом возрасте (с 2 до 7) психика детей максимально пластична, они воспринимают все максимально эмоционально, можно нанести психологическую травму даже тем, что воспитатель в группе не вовремя уделил внимание вашему чаду.

Следует также обратить внимание на процесс адаптации – естественным явлением в большинстве случаев будет плач и нежелание расставаться с родителями (хотя это зависит от характера самого ребенка, его общительности). Тем не менее, практически всегда привыкание проходит нормально и уже через месяц дети вполне спокойно расстаются по утрам с мамой или папой, оставаясь в группе.

Адаптация детей к детскому саду
Адаптация детей к детскому саду

Благодаря нахождению в коллективе у дошкольников развиваются не только навыки самостоятельного обслуживания, но и дружба, товарищество, ответственность за других. Они особо важны, если ребенок в семье единственный, иначе слишком разбалованное дитя при чрезмерной заботе о нем со стороны домашних приводит к чисто эгоистическим привычкам.

Немаловажным является воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, причем заниматься развитием культурных навыков должны не только в детском саду, но и в семейном кругу. В первую очередь это касается культуры общения – со сверстниками, с друзьями, с родственниками и просто взрослыми. Почему-то перестало считаться нормой вежливое обращение к старшим, помощь мальчиками девочкам, другие подобные проявления вежливости. Первоначальные навыки правильного и корректного общения, естественно, закладываются в семье, поэтому родителями и другим взрослым в семейном общении следует уделять воспитанию правильных качеств большое внимание – мозг ребенка в дошкольном возрасте максимально пластичен, поэтому с легкостью усваивает как положительное, так и отрицательное. Корректные взаимоотношения с окружающими всегда помогут ребенку в будущем, позволяя удачно «вписаться» в любой коллектив – будь это в детском саду, школе, вузе или в рабочей обстановке.

Развитие звуковой культуры речи
Развитие звуковой культуры речи

Следует обязательно уделить внимание культуре речи и культуре питания. Однако не следует грубо обрывать и одергивать малыша – зачастую он еще не осознает того, что говорит и делает (особенно до 5-6 лет). Только практически перед школой дети начинают относительно нормально контролировать свои действия и эмоции, поэтому в воспитательном процессе следует это правильно использовать.

Культура питания детей
Культура питания детей

Учитывая гибкость мозга, именно от 3 до 5 лет детвора легче всего обучается, впитывая знания как губка. Правильно направленные устремления ребенка дадут отличный результат в будущем (если малыша тянет рисовать, то, пожалуй, не стоит заставлять его зубрить математику). Однако общие базовые знания в обязательном порядке должны прививаться как в детсаде, так и в домашней обстановке – детям, имеющими хотя бы базовую подготовку, гораздо легче освоиться в новом школьном коллективе. Естественно, что процесс обучения в дошкольном возрасте проводится в игровой форме и в короткие промежутки времени – детский мозг не в состоянии надолго сконцентрировать свое внимание на одном предмете, если он его искренне не заинтересовал.

Воспитание детей школьного возраста – начало слияния со взрослой жизнью

Переход из детсадовской группы в новый школьный коллектив многие дети воспринимают весьма болезненно, поэтому в современном обучающем процессе зачастую практикуется обучение первоклассников в группе при детском саду. Таким образом обеспечивается лучшая адаптация каждого из детей не только к новым сверстникам, но и к новым школьным требованиям. Учеба также проводится в виде игры, позволяя вызвать интерес к предметам, обеспечить сравнительно одинаковый уровень знаний у всего класса.

Воспитание детей школьного возраста
Воспитание детей школьного возраста

В условиях школы физическое воспитание детей младшего школьного возраста – немаловажный фактор в общей система развития школьников. Учитывая то, что детский организм в возрасте 7-8 лет обладает значительной активностью, далеко не все сразу привыкают ко школьному расписанию. Обязательно следует делать активные перерывы между отрезками умственной деятельности – примерно так, как это делалось в дошкольном учреждении. В первую очередь, ответственность за это лежит на учителе, поскольку именно он проводит с детьми максимальное количество времени и в состоянии судить о том, необходим ли перерыв. Обеспечение двигательной активности позволит детворе не только нормально развиваться физически, но и вполне успешно усваивать обучающий материал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + четыре =